Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 1, стихи 12-18.
Даже убежденные критики согласны с тем, что христианство – удивительный религиозный феномен. Появившись в начале первого века в Израильском царстве, на тот момент входившем в состав Римской империи, христианство преодолело национальные границы еврейского народа и в очень короткие сроки распространилось по всему Средиземноморью. Благодаря ученикам Иисуса Христа, апостолам, об Спасителе и Евангелии узнали жители самых разных городов Римской империи – от Иерусалима до Рима. К сожалению, некоторых из христианских городов древности, по тем или иным причинам, сегодня не существует. Как, например, города Колоссы. Во времена апостолов Колоссы, располагавшиеся на территории Малой Азии (нынешней Турции), были богатым поселением, поскольку находились на торговом пути, ведущем из Азии в Европу, в частности, в Эфес. Впоследствии город утратил свое значение, а в византийскую эпоху был переименован и стал именоваться «Хоны». В ходе турецкого нашествия 11 века Колоссы или Хоны были разграблены и полностью опустели. К большому сожалению – ведь в первые века в Колоссах существовала крепкая христианская община, которая возникла благодаря местным евреям, поверившим во Христа в день Пятидесятницы. О христианах Колосс было хорошо известно апостолу Павлу. Павел состоял в переписке с местным жителем Филимоном и даже намеревался Колоссы посетить, но обстоятельства помешали ему это сделать. Тем не менее, апостол Павел направил христианам Колосс одно из своих посланий. Причем сделал это, находясь в римской тюрьме, куда был отправлен примерно в 63 году по лживому доносу. Отрывок из послания к Колоссянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 1.12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 1.13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 1.14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 1.15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 1.16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано; 1.17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 1.18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
Находясь в римской тюрьме, апостол Павел обоснованно предполагал, что его земная жизнь скоро закончится. Что, к сожалению, произошло. Павел вскоре был обезглавлен. Направляя послание Колоссянам, апостол как будто оставлял духовное завещание, в котором раскрывал со всем присущим ему красноречием величие христианской веры. Колоссяне, как и прочие жители Малой Азии, до обращения в христианство были язычниками. Павел называет обретение колоссянами истинной веры переходом из власти тьмы в Царство Иисуса Христа, Царство вечного света. Дверь в это Царство была открыта Самим Христом через жертву на Голгофе и последующее воскресение из мертвых. Христос потому называется Спасителем, что Своей Кровью, пролитой на Кресте, Он спас всех людей от вечной смерти. Но не только в этом заключался подвиг Христа. Являясь Сыном Божиим, Христос принял человеческое естество с его болезнями и страданиями. В течение тридцати трех лет, прожитых на земле, Спаситель переносил голод, жажду, боль. При этом Спаситель дал возможность каждому, смотря на Него, созерцать Лицо Бога. Апостол Павел прямо называет Христа “образом Бога невидимого”. Ветхозаветные иудеи очень хотели, но не могли видеть Бога. Христиане же имеют великое счастье созерцать Бога лицом к Лицу, молиться Ему, зная, что Он тоже переносил жизненные трудности, а также в полной мере узнал что значит умереть. Христа апостол Павел называет одновременно Богом и истинным предводителем человеческого рода. Те люди, которые следуют за Христом, принимают православное крещение во имя Святой Троицы, получают особую благодать, которой даже ангелы не имеют. Вот почему жизнь православного христианина, земная и посмертная, всегда наполнена радостью и полнотой смысла.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема