Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
Римская империя на протяжении всей своей истории была похожа на плавильный котел, внутри которого соединялись и перемешивались многочисленные народы. Ярким примером национального феномена Древнего Рима являлись галаты. Галатами именовался народ, проживавший на территории Малой Азии и образовавшийся в третьем веке до Рождества Христова в результате смешения галлов (предков нынешних французов) и греков. Благодаря своему происхождению, галаты были открыты для различного культурного влияния. Данное качество позволило им с легкостью принять христианскую веру, когда в первом веке по Рождестве Христовом галатийские города посетил апостол Павел. Павел совершал свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи. Галаты встретили его очень гостеприимно – они с радостью принимали крещение и становились христианами. Основав в Галатии несколько общин, Павел продолжил свое путешествие. Однако в скором времени апостол узнал, что после его ухода среди галатов появились лжепроповедники. Они убеждали галатов вместе с заповедями Христовыми соблюдать нормы иудейской ветхозаветной религии. Для противодействия лжепроповедникам Павел направил галатам послание (сам он находился в Эфесе и не мог вернуться в Галатию). Павел призывал галатов не слушать лжепроповедников, ведь целью их деятельности было не просветить галатов, а возвеличить себя и получить власть над галатами-христианами. Отрывок из послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения:
3.8 Братья, Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Главной темой послания к Галатам является соотношение веры и благочестия. Лжепроповедники, появившиеся в галатийских городах, утверждали, что основой духовной жизни человека должно стать четкое исполнение заповедей, дел благочестия. Такая позиция была характерна для иудейского религиозного сознания первых веков нашей эры. Евреи считали, что скрупулезное соблюдение закона пророка Моисея дарует им вечное блаженство в Царстве Божием. Апостол Павел ни в коей мере не выступал против благочестивого образа жизни. Лжепроповедники, обвинявшие Павла в том, что он сам не живет по заповедям и других призывает их нарушать, здесь были не правы. Апостол Павел призывал христиан задуматься о двух вещах. Первая – в чем состоит смысл закона Моисея. И вторая – в каком соотношении находится благочестие и вера в Бога. Апостол Павел очень верно описывает в послании к Галатам назначение ветхозаветных заповедей, за соблюдение которых выступали лжепроповедники. Обрезание мужчин, отказ от свинины, покой в субботу и другие элементы закона Моисея имели только одну цель – отделить евреев, как избранный народ, от язычников. Христос, придя в мир, расширил границы богоизбранного народа – теперь это не только евреи, но все люди, уверовавшие в Спасителя и принявшие крещение. Время самоизоляции иудеев закончилось. Пришествие в мир Иисуса Христа изменило и формат отношений между Богом и людьми. Приоритет в духовной жизни принадлежит искренней вере, а не скрупулезному исполнению заповедей. Благочестие не отменяется, не теряет своего значения, но оно должно направляться неформальным, теплым отношением человека к Богу. В качестве примера такой жизненной позиции апостол Павел приводит галатам праотца Авраама. Авраам возлюбил Бога всем сердцем и полностью доверил Ему свою жизнь, и благочестие праотца стало плодом его доверия и любви. Таким образом, жизнь Авраама является образцом для христиан, которые, подражая его крепкой вере, по слову апостола Павла непременно получат благословение от Бога.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема