Послание апостола Павла к Галатам. Глава 3, стихи 8-12.
Римская империя на протяжении всей своей истории была похожа на плавильный котел, внутри которого соединялись и перемешивались многочисленные народы. Ярким примером национального феномена Древнего Рима являлись галаты. Галатами именовался народ, проживавший на территории Малой Азии и образовавшийся в третьем веке до Рождества Христова в результате смешения галлов (предков нынешних французов) и греков. Благодаря своему происхождению, галаты были открыты для различного культурного влияния. Данное качество позволило им с легкостью принять христианскую веру, когда в первом веке по Рождестве Христовом галатийские города посетил апостол Павел. Павел совершал свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи. Галаты встретили его очень гостеприимно – они с радостью принимали крещение и становились христианами. Основав в Галатии несколько общин, Павел продолжил свое путешествие. Однако в скором времени апостол узнал, что после его ухода среди галатов появились лжепроповедники. Они убеждали галатов вместе с заповедями Христовыми соблюдать нормы иудейской ветхозаветной религии. Для противодействия лжепроповедникам Павел направил галатам послание (сам он находился в Эфесе и не мог вернуться в Галатию). Павел призывал галатов не слушать лжепроповедников, ведь целью их деятельности было не просветить галатов, а возвеличить себя и получить власть над галатами-христианами. Отрывок из послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения:
3.8 Братья, Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 3.9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, 3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Главной темой послания к Галатам является соотношение веры и благочестия. Лжепроповедники, появившиеся в галатийских городах, утверждали, что основой духовной жизни человека должно стать четкое исполнение заповедей, дел благочестия. Такая позиция была характерна для иудейского религиозного сознания первых веков нашей эры. Евреи считали, что скрупулезное соблюдение закона пророка Моисея дарует им вечное блаженство в Царстве Божием. Апостол Павел ни в коей мере не выступал против благочестивого образа жизни. Лжепроповедники, обвинявшие Павла в том, что он сам не живет по заповедям и других призывает их нарушать, здесь были не правы. Апостол Павел призывал христиан задуматься о двух вещах. Первая – в чем состоит смысл закона Моисея. И вторая – в каком соотношении находится благочестие и вера в Бога. Апостол Павел очень верно описывает в послании к Галатам назначение ветхозаветных заповедей, за соблюдение которых выступали лжепроповедники. Обрезание мужчин, отказ от свинины, покой в субботу и другие элементы закона Моисея имели только одну цель – отделить евреев, как избранный народ, от язычников. Христос, придя в мир, расширил границы богоизбранного народа – теперь это не только евреи, но все люди, уверовавшие в Спасителя и принявшие крещение. Время самоизоляции иудеев закончилось. Пришествие в мир Иисуса Христа изменило и формат отношений между Богом и людьми. Приоритет в духовной жизни принадлежит искренней вере, а не скрупулезному исполнению заповедей. Благочестие не отменяется, не теряет своего значения, но оно должно направляться неформальным, теплым отношением человека к Богу. В качестве примера такой жизненной позиции апостол Павел приводит галатам праотца Авраама. Авраам возлюбил Бога всем сердцем и полностью доверил Ему свою жизнь, и благочестие праотца стало плодом его доверия и любви. Таким образом, жизнь Авраама является образцом для христиан, которые, подражая его крепкой вере, по слову апостола Павла непременно получат благословение от Бога.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия