Второе послание апостола Павла к Коринфянам.
Глава 11, стихи 31-32. Глава 12, стихи 1-9.
Среди христианских городов древности особое положение всегда занимал Коринф. Уже в первом веке по Рождестве Христовом Коринф стал мощным центром христианской жизни. Впрочем, о Коринфе в те времена обоснованно говорили, что христианское благочестие его жителей скорее выглядит крепким, чем является таковым на самом деле. Действительно, коринфяне, в 52 году радостно принявшие апостола Павла, впоследствии заставляли его своим поведением неоднократно печалиться. Апостолу пришлось посещать Коринф еще раз и направлять его христианам несколько посланий. Отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения:
11.31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу. 11.32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. 12.1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
По отношению к апостолу Павлу коринфяне повели себя крайне неблагодарно. Они поддались влиянию лже-проповедников, которые обольщали коринфян рассказами о чудесах и видениях. А также очерняли апостола Павла, называя его лицемером. Потому Павел, направляя к Коринфянам второе послание, прямо говорит, что в течение жизни никогда не предавал Бога и за свою верность претерпел множество бед. Его, например, за проповедь Христа хотели убить в Дамаске. Впрочем, для тех, кому была важна мистическая составляющая духовной жизни, Павел приводит такой случай.
12.2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 12.3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), 12.4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 12.5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
В человеке, восхищенном в видении на небо, христиане всегда видели самого апостола Павла, который по смирению решил рассказать о своем духовном опыте от третьего лица. Удивительный факт - проповедуя Христа, для поддержания своих слов Павел почти всегда говорил не о чудесах и видениях, а о бедах, которые ему пришлось переносить.
12.6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. 12.7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 12.8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 12.9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Апостол не только говорит, что действует не своей силой, а благодатью Христа, но и что для смирения дано ему Богом «жало в плоть, ангел сатаны». Большинство мнений сходится к тому, что так Павел называет людей, которые восставали против его проповеди. Павел смиренно переносил возникавшие козни, понимая, что наличие подобных людей полезно лично ему, чтобы он не гордился своими талантами, а надеялся только на Бога, Который поможет преодолеть любое препятствие. Вот почему он произносит ключевую фразу сегодняшнего отрывка: "охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ". Действительно, никакие преграды не помешали христианству через апостолов распространится в ту эпоху по всей Римской империи. Притом, что ни Павел, ни прочие ученика Христа не были влиятельными или могущественными людьми. Их служение стало ярким примером того, что сила Божия действительно совершается в немощи.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема