Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 6, стихи 1-10.
Коринф! Само название этого города у многих жителей Римской империи вызывало восхищение. Многие торговые пути, морские и сухопутные, сходились именно в Коринфе, который держал под своим налоговым контролем перешеек между Ионийским и Эгейским морями. Город славился по всей империи своим богатством и роскошью. А еще – своей распущенностью. В те времена была даже поговорка – «коринфизировать», что значило пребывать в роскоши и наслаждаться жизнью. На улицах города встречались мореплаватели и купцы с разных концов света. Здесь звучала речь на всех языках народов империи. Самодовольные коринфяне имели репутацию людей порочных – не даром в Коринфе находился храм Афродиты, языческой богини, покровительницы плотских утех. Но именно коринфяне, а не, например, умеренные и благоразумные интеллектуалы афиняне, горячо откликнулись на проповедь апостола Павла. Гордые Афины в лице Ареопага, верховного суда города, отвергли посланника Христа, а развращенный Коринф его принял и отказался от порочного прошлого.
Апостол Павел впервые посетил город Коринф во время своего второго миссионерского путешествия и прожил здесь полтора года, ежедневно проповедуя коринфянам о Христе. Так он следовал словам Спасителя, в видении повелевшему апостолу горячо проповедовать коринфянам, которые, как оказалось, с радостью восприняли евангельскую весть. Покинув Коринф, апостол Павел не переставал заботиться о его христианах и написал им, как минимум, два больших послания, вошедших в состав Нового Завета. Отрывок из второго послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения:
Братья, Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Апостол Павел переживал за христиан-коринфян. Причина заключалась в том, что эти люди были непостоянны в своей вере. Действительно, сначала многие из коринфян-язычников горячо откликнулись на проповедь апостола Павла и приняли крещение. Но когда апостол покинул Коринф, некоторые христиане стали возвращаться к прежней языческой жизни. Они стали есть освященную в храме Афродиты пищу, стали вновь общаться с распутными жрицами. Вместо того, чтобы совершать добрые поступки и посещать богослужение, они проводили время в спорах и ссорах. Многие наивно полагали, что самим фактом крещения они могут надеяться на милость от Бога. Апостол Павел обращает внимание коринфян на то, что вера должна быть подтверждена делами. Иначе, как говорит он в послании, «благодать Божия тщетно была принята».
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:
Апостол Павел собственным примером пытался донести до коринфян – что значит жить по-христиански. Павел жил с полным осознанием того, что по его жизни люди будут судить о Церкви в целом. Он вел себя как христианин не только в благоприятные времена, но и в моменты, когда жизнь поворачивалась к нему иной стороной – болезненной и агрессивной. В течение своей жизни апостол Павел неоднократно за свою проповедь попадал в тюрьму, смиренно переносил жестокие побои.
Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Потрясающие слова! Апостол Павел подчеркивает – если христианин живет благочестиво, подтверждает свое крещение делами, он никогда не будет оставлен Богом. В Коринфе проповедь Павла приняли, в основном, язычники. Евреи отнеслись к ней враждебно. В какой-то момент они ополчились на апостола, схватили его и привели на суд к правителю города проконсулу Галлиону. К счастью, план евреев осудить Павла провалился. Проконсул, видя добродетельность Павла, оправдал его.
Христианская жизнь апостола произвела сильное впечатление на убежденного язычника Галлиона, а Павел своим примером подтвердил правоту своих же слов из читаемого сегодня на богослужении отрывка из послания к жителям Коринфа:
Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, … под ударами, в темницах, … в трудах, … в постах, … в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах… нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
«Сила церковной общины»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как члены церковной общины оказались для человека той важной поддержкой, которая была ему так нужна, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия