Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 6, стихи 1-10.
Коринф! Само название этого города у многих жителей Римской империи вызывало восхищение. Многие торговые пути, морские и сухопутные, сходились именно в Коринфе, который держал под своим налоговым контролем перешеек между Ионийским и Эгейским морями. Город славился по всей империи своим богатством и роскошью. А еще – своей распущенностью. В те времена была даже поговорка – «коринфизировать», что значило пребывать в роскоши и наслаждаться жизнью. На улицах города встречались мореплаватели и купцы с разных концов света. Здесь звучала речь на всех языках народов империи. Самодовольные коринфяне имели репутацию людей порочных – не даром в Коринфе находился храм Афродиты, языческой богини, покровительницы плотских утех. Но именно коринфяне, а не, например, умеренные и благоразумные интеллектуалы афиняне, горячо откликнулись на проповедь апостола Павла. Гордые Афины в лице Ареопага, верховного суда города, отвергли посланника Христа, а развращенный Коринф его принял и отказался от порочного прошлого.
Апостол Павел впервые посетил город Коринф во время своего второго миссионерского путешествия и прожил здесь полтора года, ежедневно проповедуя коринфянам о Христе. Так он следовал словам Спасителя, в видении повелевшему апостолу горячо проповедовать коринфянам, которые, как оказалось, с радостью восприняли евангельскую весть. Покинув Коринф, апостол Павел не переставал заботиться о его христианах и написал им, как минимум, два больших послания, вошедших в состав Нового Завета. Отрывок из второго послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения:
Братья, Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Апостол Павел переживал за христиан-коринфян. Причина заключалась в том, что эти люди были непостоянны в своей вере. Действительно, сначала многие из коринфян-язычников горячо откликнулись на проповедь апостола Павла и приняли крещение. Но когда апостол покинул Коринф, некоторые христиане стали возвращаться к прежней языческой жизни. Они стали есть освященную в храме Афродиты пищу, стали вновь общаться с распутными жрицами. Вместо того, чтобы совершать добрые поступки и посещать богослужение, они проводили время в спорах и ссорах. Многие наивно полагали, что самим фактом крещения они могут надеяться на милость от Бога. Апостол Павел обращает внимание коринфян на то, что вера должна быть подтверждена делами. Иначе, как говорит он в послании, «благодать Божия тщетно была принята».
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:
Апостол Павел собственным примером пытался донести до коринфян – что значит жить по-христиански. Павел жил с полным осознанием того, что по его жизни люди будут судить о Церкви в целом. Он вел себя как христианин не только в благоприятные времена, но и в моменты, когда жизнь поворачивалась к нему иной стороной – болезненной и агрессивной. В течение своей жизни апостол Павел неоднократно за свою проповедь попадал в тюрьму, смиренно переносил жестокие побои.
Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Потрясающие слова! Апостол Павел подчеркивает – если христианин живет благочестиво, подтверждает свое крещение делами, он никогда не будет оставлен Богом. В Коринфе проповедь Павла приняли, в основном, язычники. Евреи отнеслись к ней враждебно. В какой-то момент они ополчились на апостола, схватили его и привели на суд к правителю города проконсулу Галлиону. К счастью, план евреев осудить Павла провалился. Проконсул, видя добродетельность Павла, оправдал его.
Христианская жизнь апостола произвела сильное впечатление на убежденного язычника Галлиона, а Павел своим примером подтвердил правоту своих же слов из читаемого сегодня на богослужении отрывка из послания к жителям Коринфа:
Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, … под ударами, в темницах, … в трудах, … в постах, … в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах… нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
18 апреля. О важности исторической памяти
Сегодня 18 апреля. Международный день памятников и исторических мест.
О важности исторической памяти, — протоиерей Максим Горожанкин.
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию»
Сергий Мечёв, сын протоиерея Алексия Мечёва, принял священный сан в 1919 году. А годом раньше женился на сестре милосердия Евфросинии Шафоростовой. Сергий и Евфросиния познакомились во время Первой мировой войны. Они служили в одном прифронтовом лазарете. Венчал их протоиерей Алексий Мечёв. Свёкр рассказал невестке, что он очень хотел, чтобы сын женился и стал священником. И об этом молился Богу, не заводя разговоров с сыном. Отец Алексий терпеливо ожидал, когда сын сам примет судьбоносные решения. Протоиерей Алексий Мечёв, почитаемый ныне Церковью в лике праведных, говорил так:
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию».
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых