Храм Казанской иконы Божьей Матери (с. Срезнево, Рязанская область)
Село Срезнево в Шиловском районе Рязанской области — совсем небольшое. Между тем, известно оно далеко за пределами Рязанщины. Оттуда родом известный учёный 19 столетия, филолог и этнограф, первый в России доктор славяно-русской филологии, Измаил Иванович Срезневский. Там, на родной земле, академик, по его собственному завещанию, и погребён — у стен Казанской церкви, в которой испокон веков служили священниками его предки.
Белоснежная, скромная, при этом невероятно изысканная, Срезневская церковь Казанской иконы Божьей Матери стоит на берегу Оки, в окружении деревьев, на фоне убегающих за горизонт полей. Этот каменный храм появился здесь в 1905-м году. Раньше в селе была деревянная Покровская церковь, с которой связано одно любопытное предание. В 1734 году деревянный храм, который стоял фактически на краю обрыва, было решено сдвинуть на сотню метров вглубь села, потому что берег опасно размывался водами Оки. Собрались местные крестьяне, и аккуратно, не разбирая на брёвна, перекатили сруб. Говорят, что в это время на Престоле стояла чаша со святой водой и пока двигали церковь, ни одна капля из неё не расплескалась!
К началу ХХ века деревянный Покровский храм обветшал, и вместо него построили каменный — во имя Казанской иконы Божией Матери. После октябрьской революции 1917 года Казанская церковь оказалась едва ли не единственным в округе действующим храмом. Сюда стекались православные со всей Рязанщины и из-за её пределов. Монашествующие из разорённых и закрытых обителей находили приют в домах сельчан. Укрылся здесь от гонений и настоятель Спасской Пронской мужской пустыни, старец Филарет (Пряхин). С собою он принёс широко почитаемую верующими икону Божией Матери «Споручница грешных». Люди шли помолиться перед чудотворным образом и к старцу Филарету — за духовным утешением и поддержкой. В те тяжёлые, страшные годы Срезневская Казанская церковь стала островком веры в бушующем океане богоборчества. Однако слухи о многолюдных богослужениях и чудотворной иконе дошли до властей. Старца Филарета арестовали. Много лет он провёл в исправительно-трудовых лагерях, в одном из которых скончался в 1942-м году. Храм некоторое время стоял закрытым, но во время Великой Отечественной войны в нём вновь зазвучала молитвы. Вернулись из заключения некоторые монахи, жившие при церкви. Одна из них — матушка Агния (Столярова) даже организовала при храме тайный монастырь. К счастью, власти больше не вмешивались в жизнь Казанской церкви. А потом времена изменились. Верующим больше не нужно было таиться. В 2000-м году Церковь прославила Срезневского старца Филарета (Пряхина) в лике преподобномученика, а матушку Агнию (Столярову) — как преподобноисповедницу. И сегодня люди по-прежнему приезжают в Срезнево, чтобы поклониться чудотворному образу Божьей Матери «Споручница грешных» в скромной сельской церковке на берегу Оки.
Все выпуски программы ПроСтранствия
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема












