Гордыня – главная греховная страсть, она выражается в высокомерном, презрительном отношении к людям и в отвержении Бога. Именно гордыня стала причиной падения Денницы – ангела, который, залюбовавшись своей красотой, посчитал себя равным Богу. Гордыня считается наиболее опасным грехом, поскольку, в отличие от большинства остальных страстей, влечет человека не к телесным удовольствиям, а к услаждению осознанием собственной значимости и превозношению над другими людьми. Страдающий гордыней противопостовляет себя Богу, который есть сама Любовь.
Максим Кузин. Отрывок из произведения «Лев Толстой в Оптиной пустыни»
Старец Амвросий был весьма утомлен свиданием с Толстым и в свою очередь назвал Льва Николаевича «воплощением гордыни».
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 125. Богослужебные чтения
Оказывались ли вы в ситуации, настолько хорошей, что на языке так и крутилось выражение: «слишком хорошо, чтобы быть правдой»? Сегодня в храмах читается 125-й псалом, который — именно об этом. Давайте послушаем — и потом поразмышляем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Речь в прозвучавшем псалме идёт о возвращении еврейского народа из плена Вавилонского — около 538 г. до Рождества Христова. Или о каком-то ином неожиданном повороте истории в пользу народа Божьего. Самое начало псалма — именно то самое состояние неверия в происходящее, когда на глазах разворачивается нечто настолько желанное, долгожданное и потому — невероятное — что всё кажется сном, иллюзией, неправдой. Парадоксальная реакция, не правда ли? Казалось бы, самое время возблагодарить Бога и от души насладиться происходящим — но нет, какой-то внутренний тормоз не позволяет этому произойти. Гораздо легче понять, когда человек «замораживается» в шоковом состоянии при серьёзном горе — потому что психика не в состоянии справиться со значимой утратой — и, действительно, всё словно как бы в тумане. Но почему нечто схожее происходит и при «обрушении» мощной радости в жизнь — очень интересный вопрос.
Мне хочется ещё сильнее обострить эту проблему — вспомните евангельский эпизод с чудесным ловом рыбы и как апостол Пётр падает на колени перед Иисусом и... просит Его уйти, то есть фактически прогоняет. Потому что ему стало не радостно, а невыносимо страшно от близости такого Бога — перед щедростью и любовью Которого наша человеческая слабость оказывается крайне уязвлённой. Мотив такого поведения можно вполне понять: разрушается вдребезги представление о том, что милость Бога хоть в какой-то мере может быть обусловлена нашими добрыми делами и благостным состоянием. Ведь у каждого в глубине души всё же крутится мысль о том, что мы, конечно же, плохие — но кое-что доброе всё же и у нас припасено, чтобы предъявить Богу в критический момент.
История, описанная в 125-м псалме, и ситуация с чудесным ловом рыбы полностью разрушают эту по сути очень опасную мысль. Бог не манипулируем — не только нашими грехами, но и нашими добродетелями. Он действует по Своему усмотрению — и может явить Свою безграничную милость тогда, когда мы очень хорошо знаем, что нам и надеяться-то не на что.
И вот здесь псалом нам помогает увидеть ситуацию с иного ракурса: он делает очень неожиданный поворот. Нахлынувшая радость вовсе не «обнуляет» и не «обесценивает» значимость всей предыдущей боли и скорби. Снопы этой радости от избавления несёт всё тот же человек, который когда‑то шёл, горько плача; его радость — не стерильная, а... «со шрамами». И как раз эти «шрамы» и оказываются мощным «заземлителем», способом вернуться в реальность из состояния эйфории. Да, всё изменилось, да, Бог явил Свою милость и разрешил от давней проблемы — но вот шрамы-то остаются как напоминание. Самое главное напоминание о том, что сколько бы ни было пролито слёз — каждая из них — живоносное семя, которое однажды обязательно прорастёт, пробившись сквозь холод и боль, труд и тоску — вверх, к Богу, и под лучами Его милости раскроется в мощный источник Его любви к человеку!
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумавшись о том, что должно быть центром всей христианской проповеди, многие верующие дадут один и тот же ответ — в центре христианской проповеди может стоять только любовь. Но есть ли какие-то условия, которые способны сделать наше сердце любящим? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Сказав о том, что в центре христианской проповеди должна быть любовь, я уже слышу возражения, причём на первый взгляд вполне резонные. Если посмотреть на евангельские и апостольские отрывки, которые читаются за богослужением в течение года, мы далеко не в каждом из них обнаружим слово «любовь». Недавно мы говорили о смирении Лазаря, об освобождении бесноватого, вере Иаира и кровоточивой женщины... В скором времени, готовясь к Великому посту, мы будем говорить об обращении Закхея, о смирении мытаря, о покаянии блудного сына. Кроме того, сами проповеди, которые можно услышать в храмах, не всегда бывают связаны с Писанием, иногда они посвящены житию празднуемого святого, иногда каким-то приходским или общественным вопросам, в связи с которыми для верующих бывает важно услышать церковную позицию. Всё это так. И в то же время, все эти темы должны вращаться вокруг любви, потому что именно она есть сущностный признак учеников Христа. Неслучайно в послании к Коринфянам апостол Павел писал, что, если ученик не имеет любви, ни вера, ни жертвенность, ни знание чего бы то ни было, не будут иметь для него никакой пользы. Совсем не обязательно постоянно произносить слово «любовь». Порой его даже напротив, стоит приберечь для по-настоящему стоящего момента, но помнить, что цель всякого изучения богословия, как и всякой аскезы в том, чтобы стяжать любовь, совершенно необходимо.
Однако, из отрывка, который мы сегодня услышали, можно сделать важный вывод, о том, что сама любовь, к которой призываются христиане, должна обладать определёнными чертами. Отправляя ученика Тимофея в Ефес, для того чтобы он наставил местных христиан и исправил нестроения, о которых стало известно апостолу, Павел говорит, что цель увещевания, с которым едет Тимофей, — любовь. Читая это, мы, конечно, понимаем, что он имеет в виду не просто некоторые добрые отношения, которые всегда свойственны единомышленникам. Павел пишет, что эта любовь связана с определёнными качествами сердца, совести и веры. Для того, чтобы обрести такую любовь, о ней надо не просто размышлять или мечтать, к ней надо идти через аскетический и нравственный подвиг, без которого она будет лишь красивым призывом, но так и не станет подлинным содержанием жизни.
Если люди действительно стремятся жить по-христиански, они обычно знают о важности деятельной любви. Но как её обрести? Что именно делать? Во-первых, конечно, стоит помнить, что любовь — это духовный дар, который Господь желает дать каждому из нас. Мы можем желать любить, но не можем полюбить просто по собственной инициативе. И, во-вторых, надо осознать, что усвоить этот дар невозможно без стремления к другим дарам: чистоте сердца, доброму ответу совести и нелицемерной вере. Мы призваны избегать греха и в ответ на это усилие Бог очищает наше сердце, призваны жить по совести, и Господь подаёт ей утешение и покой, призваны вверять себя Ему без лицемерия и попыток выгадать удобные условия, и Он наполняет наше сердце доверием к Его промыслу. Человек, который идёт таким путём, может не говорить о любви громких слов, но она и без них наполнит его жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











