Святитель Аполлинарий был учеником самого апостола Петра. Он путешествовал вместе с апостолом по Антиохии, был свидетелем его проповеди и тех чудес, которые Бог совершал по молитве Петра. Но прошло время, и Петр увидел, что его ученик уже хорошо образован и крепок в вере. Тогда апостол возложил руки на Аполлинария, посвятил его в епископы и благословил возглавить Церковь в итальянском городе Равенне. Как ни тяжело было Аполлинарию расставаться с учителем, он беспрекословно подчинился и отправился в Италию.
Приехав в Равенну, Аполлинарий помолился и вошел в первый же дом, который попался на его пути. Разговорившись с хозяином дома, епископ узнал, что у того есть сын, слепой от рождения. Мужчина пригласил странника поужинать вместе, и едва Аполлинарий вошел в дом, как мальчик прозрел. Этим чудом Господь будто приветствовал Равеннского епископа на земле, где ему предстояло нести служение. А благодарный отец вместе со всей семьей принял крещение, стал христианином и верным помощником Аполлинария.
Об этом исцелении узнал городской военачальник - трибун - у которого вот уже несколько лет жена лежала парализованной. Он попросил ночью, тайно, привести к нему епископа.
ТРИБУН:
- Я очень рад, о искусный врач, что ты согласился посетить мой дом. Что может быть приятнее для жаждущего, чем студеная вода!
АПОЛЛИНАРИЙ:
- Ты прав, и я могу утолить твою жажду. Но я не врач, и не знаю иного лекарства, кроме имени Иисуса.
ТРИБУН:
- Кто это и какая сила в его имени, что и слепые прозревают?
АПОЛЛИНАРИЙ:
- Это – Бог и Творец мира. Призови сюда всех воинов, которые в твоей власти, и у них на глазах ты познаешь силу Его имени.
ТРИБУН:
- Немедленно созвать всех воинов!
АПОЛЛИНАРИЙ:
- Проводи нас к постели больной.
И епископ, и воины вошли в комнату несчастной женщины. АполлинАрий кратко помолился, а затем протянул больной руку со словами:
АПОЛЛИНАРИЙ:
- Именем Господа Иисуса Христа, встань!
ТРИБУН:
- Любимая! Ты ходишь! Всю жизнь я буду служить Богу, который тебя исцелил!
Трибун вместе со всеми своими воинами принял крещение. Он выделил в своем доме комнату, где Аполлинарий смог устроить храм. Каждый день епископ совершал там службу и проповедовал. Слава о чудотворце скоро облетела всю округу, и горожане стали приходить послушать Аполлинария, многие из них крестились, двое пожелали стать священниками, а шестеро - диаконами. Так созидалась церковь в Равенне. Это благоденствие длилось двенадцать лет.
О том, что в городе сильно увеличилось число христиан, узнал градоправитель. Он велел привести Аполлинария на суд. Римская империя в это время была языческим государством, и видела угрозу в любой другой религии, которая не признавала Римских богов. Епископ же смело исповедовал перед правителем свою веру, называя всех языческих богов мертвыми истуканами. Жрецы, которые присутствовали на суде, пришли в неистовство. Христианина сильно избили и чуть живого бросили умирать на морском берегу. Глубокой ночью ученики нашли страдальца и спрятали в бедной рыбацкой хижине. Там Аполлинарий выздоровел, и остался жить.
Его еще несколько раз призывали в Равенну исцелять знатных горожан, и он никогда не отказывал. Но часто его визиты в город оканчивались плачевно. Жрецы люто ненавидели христиан, и настраивали народ против Аполлинария. Они даже написали донос императору, с просьбой выслать из их земель «христианского волхва». Император мудро ответил, что их боги могут сами постоять за себя и не нуждаются в его защите. Время гонения на христиан еще не пришло. Но святитель все же принял мученическую смерть. Однажды, когда он шел из города, на него напала разъярённая толпа, подстрекаемая жрецами.
Святителю предложили отречься от Христа, угрожая смертью. Он же ответил, что будет рад умереть за это драгоценное имя – имя Бога, ставшего человеком. Тогда горожане без жалости стали избивать пожилого человека, который принес их городу столько добра, и забили его до смерти. Двадцать восемь лет возглавлял святитель Аполлинарий Равеннскую церковь, и под конец жизни утвердил ее своей кровью. Ведь только тот может доказать, что его убеждения Истинны, кто не побоится отдать за них жизнь.
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен