Тамара Сатси родилась в конце 19 века в Эстонии, в лютеранской семье. Когда девочке было семь лет, ее родители умерли, а сама она попала в приют при православной общине. Вскоре община была преобразована в Пюхтицкий Успенский монастырь. Игуменья монастыря Варвара была ученицей знаменитого на всю Россию миссионера отца Иоанна Крондштадского. Матушка неоднократно ездила к нему, каждый раз получая от опытного в духовной жизни священника много ценных советов и наставлений. Верной ученицей игУменьи стала и Тамаара. Повзрослев, она поступила из приюта в монастырь.
Монаашеские обеты Тамара приняла летом рокового 1917 года. К тому времени ее наставники - и матушка Варваара, и отец Иоаанн уже скончались, и ей теперь приходилось полагаться только на свой небольшой духовный опыт и помощь Божию. Но когда в 1918 году ей предложили стать правой рукой и помощницей настоятельницы Чебоксарского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери, Тамара сразу согласилась. К тому же, при монастыре был приют для девочек - сирот, и Тамаре, которую саму некогда приютили в монастыре, особенно хотелось послужить этим детям.
К большому огорчению матушек, вскоре приют закрыли, а всех детей забрали в советский детский дом. В стране заканчивалась гражданская война, и власть, окончательно утвердившаяся в победе, всей мощью обрушилась на своего последнего идеологического противника - Церковь. Повсеместно закрывались храмы и расстреливались священники. Тамара, ставшая игуменьей монастыря, видела, какое будущее ожидает ее саму и насельниц монастыря. Но, уповая на то, что все испытания посылаются Богом для пользы человека, мужественно несла свой крест.
МАТЬ ТАМАРА:
- Что там за крики?
МАТЬ БЛАГОЧИННАЯ:
- Приходил офицер из НКВД, принес указ. Нам велено освободить все помещения монастыря. Что же теперь с нами будет?
МАТЬ ТАМАРА:
- Подождите отчаиваться, сестрички. Будем мужественными, Господь не оставит нас.
МАТЬ БЛАГОЧИННАЯ:
- Матушка, неужели мы сподобимся мученических венцов, как древние святые?
МАТЬ ТАМАРА:
- Упаси тебя Бог смотреть в эту сторону. Великие мужи бывало отрекались, а ты, слабая, надеешься выстоять?! Страшное время нас ждет, и кто сумеет остаться верной Христу, неизвестно. Венцы же получает только тот, кто думает не о них, а об одном Господе.
МАТЬ БЛАГОЧИННАЯ:
- Прости меня, матушка. Но что же мы ответим на указ?
МАТЬ ТАМАРА:
- Садись, пиши…
Благодаря мужеству и уму настоятельницы, монастырь в Чебоксарах продержался еще несколько лет. Его закрыли только в 1930 году. Тогда игуменья поселилась неподалеку, в доме одной из монахинь. Они продолжали соблюдать монашеское правило, изучали Библию и занимались необходимыми хозяйственными делами. Как могла, матушка утешала и поддерживала православных, которые сильно унывали, видя, как все больше укрепляется страшная безбожная власть.
В 1941 году она познакомилась с бывшим священником Худиным, который теперь работал охранником на проходной советского предприятия. Матушка доверительно поговорила с ним, поддерживая и утешая. И в мыслях у неё не было, что этот человек вскоре донесёт в НКВД о том, что Тамара Сатси ведет антисоветскую пропаганду. Её арестовали. На всех допросах, в том числе и при очной ставке с Худиным, Тамара не признала своей вины и не подписала ни одного документа. Отказалась она и вЫторговать себе у следствия более легкое наказание, донеся на других сестер. Пожилой женщине дали десять лет ссылки и отправили в Анадырь на лесоповал. В первый военный год заключенных почти не кормили, условия их жизни были крайне тяжелыми. Встретив в ссылке свою первую весну, матушка не дожила до лета и скончалась от сердечного приступа. Ее погребли в общей могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
Рассматривая материалы ее дела, архиерейский собор в 2007 году принял решение причислить Тамару Сатси к лику святых.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»