
1 Кор., 152 зач., XII, 12-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Не существует человека, которому бы нравилось всё, что с ним происходит, нравились бы все люди, с которыми он в жизни пересёкся. С точки зрения биологической, испытывать не только симпатию, но и антипатию естественно и нормально. Но нормальна ли антипатия для верующих? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12 главы первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 12.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Хотя нередко нам кажется, что древние общества были более общинными и сплочёнными, именно в древности возникла пословица «Человек человеку волк». И возникла она, конечно же, неспроста. Да, люди объединялись в этнические, социальные или профессиональные группы, но никаких духовных оснований для того, чтобы быть едиными, для того, чтобы чувствовать друг ко другу родство, для того, чтобы развивать институты, связанные с милосердием и взаимопомощью, у них просто не существовало. Это сегодня за старыми и больными людьми принято ухаживать, это сегодня брошенного новорождённого ребёнка вряд ли кто-то оставит на улице умирать. Однако в древности всё было иначе. Исследователи древнего христианства отмечают, что язычники, населявшие древнеримскую империю, с удивлением смотрели на верующих во Христа и не понимали, что побуждало их называть братьями и сёстрами совершенно чужих людей, относиться не только терпимо, но и с милосердием к людям, на которых надо было тратить силы, время и деньги... Почему бедные получали здесь помощь, а богатые находили искреннее общение и возможность помогать другим. Впрочем, из сегодняшнего апостольского чтения видно, что христианские общины не были идеальны, ведь христианами становились те же бывшие язычники.
Объясняя логику христианской жизни, апостол Павел сравнивал Церковь с телом. И как в теле органы не конфликтуют, но, напротив, полноценно существуют именно в единстве и соработничестве, так призваны сосуществовать верующие во Христа. И как в теле нет неважных частей, так в Церкви не должно быть того, кто не важен и никому не нужен.
Если у больного болит та или иная часть тела, больно ему, а не просто его руке или голове. Если мастер умело режет по дереву, мы радуемся за него, а не только за руки или глаза. Если человек отпадает от Церкви или наоборот достигает духовных высот, если у него беда или радость — всё это сказывается на всей общине. Почему? Да потому что только так и проявляется подлинная любовь верующих друг к другу. Не только в общении с близкими друзьями, не только в помощи совершенно неизвестным людям, но во вдумчивом, глубоком и искреннем общении именно с теми, кто рядом, кого ты можешь назвать братом или сестрой. Такое общение бывает самым трудным, но оно же оказывается самым важным, потому что поистине оказывается школой любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
- «Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
- «Светлые истории: пасхальные»
- «Бог помогает нести крест»
При поддержке VK
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)