2 Пет., 65 зач., I, 10-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Сегодня трудно найти человека, который не переживал бы о будущем. И всё же есть те, кто смотрит на происходящее без всякой надежды и даже с известной долей цинизма, и есть те, кто надеется на лучшее... На что же призваны надеяться христиане? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой главы второго послания апостола Петра, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших
Что такое для христианина потеря надежды? Кто-нибудь скажет, что это грех, ведь человек должен всегда надеяться на Бога. Другой, даже согласившись с тем, что надеяться важно, напомнит, что мы не машины и иногда просто теряем силы, чувствуя свою совершенную беспомощность и опустошённость. И, пожалуй, самое страшное, что можно сделать, находясь рядом с человеком, который в такое состояние впал, посмотреть на него сверху вниз как на слабого и никчемного, осудив его за потерю надежды, посчитав произошедшее не его бедой, но виной.
Как же поступает апостол Петр?
Говоря с учениками о христианской жизни, он прекрасно знает, что она представляет собой тернистый путь, на котором очень легко споткнуться. Однако вместо того, чтобы их пугать, Пётр призывает их укрепляться в практике доброй христианской жизни. Как ребёнка, который учится ходить, мы подбадриваем, вместо того чтобы пугать его возможными ошибками, апостол настраивает учеников на дальнейшие труды, зная, что от практики они только утвердятся в добродетели. Причём для него этот положительный настрой настолько важен, что он готов напоминать им об этом снова и снова, не только пока жив... но даже и после своей смерти, обращаясь в молитвах о них к Богу.
Впрочем, апостол не только призывает учеников, к тому, чтобы они были усердны, но напоминает им о силе и славе Христовой. Потому что их вера ни к каким личным усилиям не сводится и человеческими заслугами не гарантируется... Человек, конечно, призван работать над собой, но спасает Его Бог, который Сына Своего единородного посылает в мир и через Него мы все имеем доступ к богосыновству. Ведь, соединившись в крещении со Христом, мы в Нём приобщаемся Его небесной славы.
В этой памяти о силе Христовой и о любви Отца, которая была явлена на Фаворе, апостол предлагает видеть основание для надежды, которая подтверждается не только его личным опытом, но и пророческим словом. Жизнь христиан трудна, но не лишена Божией поддержки, которую мы можем найти и в личном опыте и в Священном Писании. И даже когда вокруг темно, нам стоит помнить, что путь в Царство — это именно путь, и он проходится постепенно, как постепенно ночь сменяется рассветом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера, таланты, самореализация». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей Евгения Ульева.
Мы говорили о том, как реализовать данные Богом таланты, как чувствовать вдохновение и радость от своего дела и как быть, если кажется, что не удается найти и выполнить свое предназначение.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова