
Апостол Пётр
2 Пет., 65 зач., I, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Сегодня трудно найти человека, который не переживал бы о будущем. И всё же есть те, кто смотрит на происходящее без всякой надежды и даже с известной долей цинизма, и есть те, кто надеется на лучшее... На что же призваны надеяться христиане? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой главы второго послания апостола Петра, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших
Что такое для христианина потеря надежды? Кто-нибудь скажет, что это грех, ведь человек должен всегда надеяться на Бога. Другой, даже согласившись с тем, что надеяться важно, напомнит, что мы не машины и иногда просто теряем силы, чувствуя свою совершенную беспомощность и опустошённость. И, пожалуй, самое страшное, что можно сделать, находясь рядом с человеком, который в такое состояние впал, посмотреть на него сверху вниз как на слабого и никчемного, осудив его за потерю надежды, посчитав произошедшее не его бедой, но виной.
Как же поступает апостол Петр?
Говоря с учениками о христианской жизни, он прекрасно знает, что она представляет собой тернистый путь, на котором очень легко споткнуться. Однако вместо того, чтобы их пугать, Пётр призывает их укрепляться в практике доброй христианской жизни. Как ребёнка, который учится ходить, мы подбадриваем, вместо того чтобы пугать его возможными ошибками, апостол настраивает учеников на дальнейшие труды, зная, что от практики они только утвердятся в добродетели. Причём для него этот положительный настрой настолько важен, что он готов напоминать им об этом снова и снова, не только пока жив... но даже и после своей смерти, обращаясь в молитвах о них к Богу.
Впрочем, апостол не только призывает учеников, к тому, чтобы они были усердны, но напоминает им о силе и славе Христовой. Потому что их вера ни к каким личным усилиям не сводится и человеческими заслугами не гарантируется... Человек, конечно, призван работать над собой, но спасает Его Бог, который Сына Своего единородного посылает в мир и через Него мы все имеем доступ к богосыновству. Ведь, соединившись в крещении со Христом, мы в Нём приобщаемся Его небесной славы.
В этой памяти о силе Христовой и о любви Отца, которая была явлена на Фаворе, апостол предлагает видеть основание для надежды, которая подтверждается не только его личным опытом, но и пророческим словом. Жизнь христиан трудна, но не лишена Божией поддержки, которую мы можем найти и в личном опыте и в Священном Писании. И даже когда вокруг темно, нам стоит помнить, что путь в Царство — это именно путь, и он проходится постепенно, как постепенно ночь сменяется рассветом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Миасс (Челябинская область). Церковь Троицы Живоначальной

Миасс — старинный город в ста километрах от Челябинска, у подножия Ильменских гор на Южном Урале. В его истории была в буквальном смысле золотая страница — в девятнадцатом веке здесь открыли месторождение золота. Успешная добыча драгоценного металла позволила Миассу стремительно развиваться. В городе до сих пор сохранилось несколько архитектурных шедевров, построенных золотопромышленниками. Один из них — каменный храм Троицы Живоначальной. Он был возведён в 1889 году вместо маленькой обветшавшей часовни на городском кладбище. Наибольший вклад в строительство внёс купец Николай Фёдорович Беляев, у которого здесь были похоронены мать и два брата. И другие предприниматели не поскупились на богоугодное дело. Церковь из красного кирпича получилась изящной и добротной. Купола её покрыли железом, пол выложили мраморными плитами. В Москве изготовили резной иконостас из дуба. Почти полвека церковь дарила утешение прихожанам. В 1936 году, при советской власти, храм закрыли и приспособили под общежитие. Однако, в 1944 году его вернули верующим. И с тех пор богослужения в Троицкой церкви Миасса не прекращались.
Радио ВЕРА в Миассе можно слушать на частоте 102,2 FM
Псалом 47. Богослужебные чтения

Псалмы пророка и царя Давида — это замечательный образец древневосточной поэзии. Как и всякие поэтические произведения, они насыщены яркими, глубокими образами. Один из них — гора Сион. Что же скрывается за этим образом, каково его значение? Ответ на этот вопрос можно найти, поразмыслив над 47-м псалмом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 47.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых.
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне её город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник:
5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;
7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах;
8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твоё, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, и да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, Господи.
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;
14 обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,
15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти.
Центральный образ только что прозвучавшего псалма — это гора Сион. Сион — это больше, чем одна из возвышенностей, на которой находится Иерусалим. И это не просто ещё одно название столицы Иудейского царства. Для любого представителя богоизбранной нации, Сион — это центр истинной веры. Та ось, вокруг которой вращается вся мировая история. Это место на земле, где особым образом обитает Сам Господь. С этой точкой незримым образом связан всякий человек и всякая нация, которые или нашли истинного Бога, или находятся в Его поиске. Поэтому и говорит псалмопевец, «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион». Одним словом, Сион — это очень важный религиозный и духовный символ присутствия Бога.
Однако для автора псалмов это не просто абстрактная концепция или политический лозунг. Этот образ напрямую связан с очень глубоким сердечным переживанием. Так мы ощущаем людей, которых любим. Они могут быть далеко от нас, мы их очень давно не видели, но наше сердце всё равно их чувствует, будто они рядом. Иногда это ощущение доставляет нам радость и покой, иногда оно может приносить боль и страдания. Но никогда нет холодного равнодушия и безразличия. Так и псалмопевец возвращается к образу Сиона в своих псалмах регулярно. Он не может не думать и не говорить о нём. К нему постоянно устремлены его мысли и его чувства. Хотя их палитра может быть очень разная.
Такое живое сердечное ощущение и называется верой. Присутствие Бога в жизни должно не просто признаваться на рациональном уровне. Оно должно регулярно проживаться глубоко внутри нас. Глубже нашего ума и глубже всяких чувств и эмоций. Вера — это то внутреннее пространство, на фоне которого протекают наши мысли и наши переживания. И наша задача сделать всё от нас зависящее, чтобы это пространство стало для нас ощутимым. Только тогда мы будем способны видеть Бога в своей жизни. Видеть не глазами, а внутренним взором. Именно о таком сердечном видении и говорит псалмопевец, рассуждая о Сионе: «обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его». Вся церковная дисциплина с её аскетическими упражнениями, уставными предписаниями и таинствами Церкви существует для этого. Чтобы мы ощутимым образом встретили Бога внутри себя.
И ещё один важный момент. Священное Писание настаивает на том, что такой опыт нельзя утаить в себе и пользоваться им эгоистично. Мы обретаем Бога лишь для того, чтобы поделиться этой радостью с другими людьми. Это важное условие обретения веры. Бог ненадолго задерживается в душе человека, который ищет Его с единственной целью — поправить собственное духовное самочувствие. Ощущением присутствия Бога в своей жизни необходимо делиться. В этом призвание человека и его высокое служение. И абсолютно у каждого есть возможность его исполнять в своей ситуации. Как говорит псалмопевец, тот, кто увидел Сион, должен «пересказать грядущему роду, что сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти».
Псалом 47. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 47. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 47. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли
гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник.
5 Ибо вот, сошлись цари, и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство.
7 Страх объял их там и мука, как у женщин в родах.
8 Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, (и) да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, (Господи).
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его; пересчитайте башни его;
14 Обратите сердце ваше к укреплениям его; рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.
15 Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти.