
Апостол Павел
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий из нас имеет опыт спора с другими людьми. В каких-то областях споры понятны, так как люди могут иметь разные взгляды, в каких-то споры вызывают улыбку, так как ответы очевидны. Но что можно сказать о спорах, которые касаются веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Многие из нас помнят известную фразу конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века: «по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может». Из неё как будто бы следует, что существование разных подходов, взглядов и мнений не просто возможно, но совершенно необходимо. Люди должны иметь право думать так, как им заблагорассудится, ведь у каждого свои вкусы, свои взгляды и даже своя правда. В этом контексте слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок из послания к коринфянам, звучат очень странно, ведь Павел умоляет учеников, чтобы они говорили одно и даже имели бы одни и те же мысли. «Хорошо, хоть умоляет, а не приказывает, — подумает кто-нибудь, — а то это выглядело бы просто как основа тоталитарного режима, в котором все должны ходить строем». ХХ век, как кажется, дал мощную прививку от подобных вещей, поэтому мы сразу их чувствуем и в нас всё им противится. Но мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Мог ли пытаться построить в Коринфе или где бы то ни было тоталитарную общину, в которой все ходили бы строем или говорили одно и то же? Очевидно, нет, ведь одно из центральных понятий в его богословии — это свобода, к которой мы призваны как существа, сотворённые по образу Божию.
Что же в таком случае мог иметь в виду апостол, озвучивая подобные призывы? Понять это несложно, ведь проблемы, которые его беспокоили, существуют и сейчас. Люди увлекались тогда и увлекаются сейчас яркими и талантливыми проповедниками — и это вполне естественно. Но при этом слушающие, а иногда и сами проповедники, забывают, что сами они лишь посланники и вестники Бога в мире. Любой, кто знаком с церковной жизнью, знает, что акценты в ней можно расставить по-разному. У каждого проповедника свои особенности и свои любимые темы, это естественно. Однако главной темой для всех должна быть благая весть о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, о том, как во всём этом проявилась Божья любовь, снисходящая, спасающая и воскрешающая нас от греховной смерти. Конечно, дело Христово — ненасильственное, оно предполагает свободный человеческий ответ, предполагает стремление жить по заповедям и исполнять волю Божию в мире, и именно в этом смысле христиане призваны к единству. Речь не о единстве вкусов и предпочтений, не о единстве взглядов на политику, прошлое и будущее, но единстве в любви. Взгляды на многие аспекты нашей жизни могут быть самыми разными, и эта разность обычно вполне допустима. Недопустимо другое — действовать против любви. Разность взглядов в Коринфе разрушала человеческие отношения, вносила распри и разделения в общину учеников. Понимая это, апостол призывал учеников помнить, что в центре их веры, не распри и разделения, но крестная и жертвенная любовь Христова, которая может всех объединить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











