1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий из нас имеет опыт спора с другими людьми. В каких-то областях споры понятны, так как люди могут иметь разные взгляды, в каких-то споры вызывают улыбку, так как ответы очевидны. Но что можно сказать о спорах, которые касаются веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Многие из нас помнят известную фразу конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века: «по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может». Из неё как будто бы следует, что существование разных подходов, взглядов и мнений не просто возможно, но совершенно необходимо. Люди должны иметь право думать так, как им заблагорассудится, ведь у каждого свои вкусы, свои взгляды и даже своя правда. В этом контексте слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок из послания к коринфянам, звучат очень странно, ведь Павел умоляет учеников, чтобы они говорили одно и даже имели бы одни и те же мысли. «Хорошо, хоть умоляет, а не приказывает, — подумает кто-нибудь, — а то это выглядело бы просто как основа тоталитарного режима, в котором все должны ходить строем». ХХ век, как кажется, дал мощную прививку от подобных вещей, поэтому мы сразу их чувствуем и в нас всё им противится. Но мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Мог ли пытаться построить в Коринфе или где бы то ни было тоталитарную общину, в которой все ходили бы строем или говорили одно и то же? Очевидно, нет, ведь одно из центральных понятий в его богословии — это свобода, к которой мы призваны как существа, сотворённые по образу Божию.
Что же в таком случае мог иметь в виду апостол, озвучивая подобные призывы? Понять это несложно, ведь проблемы, которые его беспокоили, существуют и сейчас. Люди увлекались тогда и увлекаются сейчас яркими и талантливыми проповедниками — и это вполне естественно. Но при этом слушающие, а иногда и сами проповедники, забывают, что сами они лишь посланники и вестники Бога в мире. Любой, кто знаком с церковной жизнью, знает, что акценты в ней можно расставить по-разному. У каждого проповедника свои особенности и свои любимые темы, это естественно. Однако главной темой для всех должна быть благая весть о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, о том, как во всём этом проявилась Божья любовь, снисходящая, спасающая и воскрешающая нас от греховной смерти. Конечно, дело Христово — ненасильственное, оно предполагает свободный человеческий ответ, предполагает стремление жить по заповедям и исполнять волю Божию в мире, и именно в этом смысле христиане призваны к единству. Речь не о единстве вкусов и предпочтений, не о единстве взглядов на политику, прошлое и будущее, но единстве в любви. Взгляды на многие аспекты нашей жизни могут быть самыми разными, и эта разность обычно вполне допустима. Недопустимо другое — действовать против любви. Разность взглядов в Коринфе разрушала человеческие отношения, вносила распри и разделения в общину учеников. Понимая это, апостол призывал учеников помнить, что в центре их веры, не распри и разделения, но крестная и жертвенная любовь Христова, которая может всех объединить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 октября. О причине неприятия Христа фарисеями
В 4-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его».
О причине неприятия Христа фарисеями, — протоиерей Василий Гелеван.
4 октября. О любви апостола к своим ученикам
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы».
О любви апостола к своим ученикам, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.