
Апостол Павел
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий из нас имеет опыт спора с другими людьми. В каких-то областях споры понятны, так как люди могут иметь разные взгляды, в каких-то споры вызывают улыбку, так как ответы очевидны. Но что можно сказать о спорах, которые касаются веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Многие из нас помнят известную фразу конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века: «по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может». Из неё как будто бы следует, что существование разных подходов, взглядов и мнений не просто возможно, но совершенно необходимо. Люди должны иметь право думать так, как им заблагорассудится, ведь у каждого свои вкусы, свои взгляды и даже своя правда. В этом контексте слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок из послания к коринфянам, звучат очень странно, ведь Павел умоляет учеников, чтобы они говорили одно и даже имели бы одни и те же мысли. «Хорошо, хоть умоляет, а не приказывает, — подумает кто-нибудь, — а то это выглядело бы просто как основа тоталитарного режима, в котором все должны ходить строем». ХХ век, как кажется, дал мощную прививку от подобных вещей, поэтому мы сразу их чувствуем и в нас всё им противится. Но мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Мог ли пытаться построить в Коринфе или где бы то ни было тоталитарную общину, в которой все ходили бы строем или говорили одно и то же? Очевидно, нет, ведь одно из центральных понятий в его богословии — это свобода, к которой мы призваны как существа, сотворённые по образу Божию.
Что же в таком случае мог иметь в виду апостол, озвучивая подобные призывы? Понять это несложно, ведь проблемы, которые его беспокоили, существуют и сейчас. Люди увлекались тогда и увлекаются сейчас яркими и талантливыми проповедниками — и это вполне естественно. Но при этом слушающие, а иногда и сами проповедники, забывают, что сами они лишь посланники и вестники Бога в мире. Любой, кто знаком с церковной жизнью, знает, что акценты в ней можно расставить по-разному. У каждого проповедника свои особенности и свои любимые темы, это естественно. Однако главной темой для всех должна быть благая весть о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, о том, как во всём этом проявилась Божья любовь, снисходящая, спасающая и воскрешающая нас от греховной смерти. Конечно, дело Христово — ненасильственное, оно предполагает свободный человеческий ответ, предполагает стремление жить по заповедям и исполнять волю Божию в мире, и именно в этом смысле христиане призваны к единству. Речь не о единстве вкусов и предпочтений, не о единстве взглядов на политику, прошлое и будущее, но единстве в любви. Взгляды на многие аспекты нашей жизни могут быть самыми разными, и эта разность обычно вполне допустима. Недопустимо другое — действовать против любви. Разность взглядов в Коринфе разрушала человеческие отношения, вносила распри и разделения в общину учеников. Понимая это, апостол призывал учеников помнить, что в центре их веры, не распри и разделения, но крестная и жертвенная любовь Христова, которая может всех объединить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
- «Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
- «Светлые истории: пасхальные»
- «Бог помогает нести крест»
При поддержке VK
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)