
Апостол Павел
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий из нас имеет опыт спора с другими людьми. В каких-то областях споры понятны, так как люди могут иметь разные взгляды, в каких-то споры вызывают улыбку, так как ответы очевидны. Но что можно сказать о спорах, которые касаются веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Многие из нас помнят известную фразу конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века: «по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может». Из неё как будто бы следует, что существование разных подходов, взглядов и мнений не просто возможно, но совершенно необходимо. Люди должны иметь право думать так, как им заблагорассудится, ведь у каждого свои вкусы, свои взгляды и даже своя правда. В этом контексте слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок из послания к коринфянам, звучат очень странно, ведь Павел умоляет учеников, чтобы они говорили одно и даже имели бы одни и те же мысли. «Хорошо, хоть умоляет, а не приказывает, — подумает кто-нибудь, — а то это выглядело бы просто как основа тоталитарного режима, в котором все должны ходить строем». ХХ век, как кажется, дал мощную прививку от подобных вещей, поэтому мы сразу их чувствуем и в нас всё им противится. Но мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Мог ли пытаться построить в Коринфе или где бы то ни было тоталитарную общину, в которой все ходили бы строем или говорили одно и то же? Очевидно, нет, ведь одно из центральных понятий в его богословии — это свобода, к которой мы призваны как существа, сотворённые по образу Божию.
Что же в таком случае мог иметь в виду апостол, озвучивая подобные призывы? Понять это несложно, ведь проблемы, которые его беспокоили, существуют и сейчас. Люди увлекались тогда и увлекаются сейчас яркими и талантливыми проповедниками — и это вполне естественно. Но при этом слушающие, а иногда и сами проповедники, забывают, что сами они лишь посланники и вестники Бога в мире. Любой, кто знаком с церковной жизнью, знает, что акценты в ней можно расставить по-разному. У каждого проповедника свои особенности и свои любимые темы, это естественно. Однако главной темой для всех должна быть благая весть о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, о том, как во всём этом проявилась Божья любовь, снисходящая, спасающая и воскрешающая нас от греховной смерти. Конечно, дело Христово — ненасильственное, оно предполагает свободный человеческий ответ, предполагает стремление жить по заповедям и исполнять волю Божию в мире, и именно в этом смысле христиане призваны к единству. Речь не о единстве вкусов и предпочтений, не о единстве взглядов на политику, прошлое и будущее, но единстве в любви. Взгляды на многие аспекты нашей жизни могут быть самыми разными, и эта разность обычно вполне допустима. Недопустимо другое — действовать против любви. Разность взглядов в Коринфе разрушала человеческие отношения, вносила распри и разделения в общину учеников. Понимая это, апостол призывал учеников помнить, что в центре их веры, не распри и разделения, но крестная и жертвенная любовь Христова, которая может всех объединить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Миасс (Челябинская область). Церковь Троицы Живоначальной

Миасс — старинный город в ста километрах от Челябинска, у подножия Ильменских гор на Южном Урале. В его истории была в буквальном смысле золотая страница — в девятнадцатом веке здесь открыли месторождение золота. Успешная добыча драгоценного металла позволила Миассу стремительно развиваться. В городе до сих пор сохранилось несколько архитектурных шедевров, построенных золотопромышленниками. Один из них — каменный храм Троицы Живоначальной. Он был возведён в 1889 году вместо маленькой обветшавшей часовни на городском кладбище. Наибольший вклад в строительство внёс купец Николай Фёдорович Беляев, у которого здесь были похоронены мать и два брата. И другие предприниматели не поскупились на богоугодное дело. Церковь из красного кирпича получилась изящной и добротной. Купола её покрыли железом, пол выложили мраморными плитами. В Москве изготовили резной иконостас из дуба. Почти полвека церковь дарила утешение прихожанам. В 1936 году, при советской власти, храм закрыли и приспособили под общежитие. Однако, в 1944 году его вернули верующим. И с тех пор богослужения в Троицкой церкви Миасса не прекращались.
Радио ВЕРА в Миассе можно слушать на частоте 102,2 FM
Псалом 47. Богослужебные чтения

Псалмы пророка и царя Давида — это замечательный образец древневосточной поэзии. Как и всякие поэтические произведения, они насыщены яркими, глубокими образами. Один из них — гора Сион. Что же скрывается за этим образом, каково его значение? Ответ на этот вопрос можно найти, поразмыслив над 47-м псалмом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 47.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых.
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне её город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник:
5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;
7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах;
8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твоё, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, и да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, Господи.
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;
14 обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,
15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти.
Центральный образ только что прозвучавшего псалма — это гора Сион. Сион — это больше, чем одна из возвышенностей, на которой находится Иерусалим. И это не просто ещё одно название столицы Иудейского царства. Для любого представителя богоизбранной нации, Сион — это центр истинной веры. Та ось, вокруг которой вращается вся мировая история. Это место на земле, где особым образом обитает Сам Господь. С этой точкой незримым образом связан всякий человек и всякая нация, которые или нашли истинного Бога, или находятся в Его поиске. Поэтому и говорит псалмопевец, «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион». Одним словом, Сион — это очень важный религиозный и духовный символ присутствия Бога.
Однако для автора псалмов это не просто абстрактная концепция или политический лозунг. Этот образ напрямую связан с очень глубоким сердечным переживанием. Так мы ощущаем людей, которых любим. Они могут быть далеко от нас, мы их очень давно не видели, но наше сердце всё равно их чувствует, будто они рядом. Иногда это ощущение доставляет нам радость и покой, иногда оно может приносить боль и страдания. Но никогда нет холодного равнодушия и безразличия. Так и псалмопевец возвращается к образу Сиона в своих псалмах регулярно. Он не может не думать и не говорить о нём. К нему постоянно устремлены его мысли и его чувства. Хотя их палитра может быть очень разная.
Такое живое сердечное ощущение и называется верой. Присутствие Бога в жизни должно не просто признаваться на рациональном уровне. Оно должно регулярно проживаться глубоко внутри нас. Глубже нашего ума и глубже всяких чувств и эмоций. Вера — это то внутреннее пространство, на фоне которого протекают наши мысли и наши переживания. И наша задача сделать всё от нас зависящее, чтобы это пространство стало для нас ощутимым. Только тогда мы будем способны видеть Бога в своей жизни. Видеть не глазами, а внутренним взором. Именно о таком сердечном видении и говорит псалмопевец, рассуждая о Сионе: «обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его». Вся церковная дисциплина с её аскетическими упражнениями, уставными предписаниями и таинствами Церкви существует для этого. Чтобы мы ощутимым образом встретили Бога внутри себя.
И ещё один важный момент. Священное Писание настаивает на том, что такой опыт нельзя утаить в себе и пользоваться им эгоистично. Мы обретаем Бога лишь для того, чтобы поделиться этой радостью с другими людьми. Это важное условие обретения веры. Бог ненадолго задерживается в душе человека, который ищет Его с единственной целью — поправить собственное духовное самочувствие. Ощущением присутствия Бога в своей жизни необходимо делиться. В этом призвание человека и его высокое служение. И абсолютно у каждого есть возможность его исполнять в своей ситуации. Как говорит псалмопевец, тот, кто увидел Сион, должен «пересказать грядущему роду, что сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти».
Псалом 47. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 47. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 47. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли
гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.
4 Бог в жилищах его ведом, как заступник.
5 Ибо вот, сошлись цари, и прошли все мимо;
6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство.
7 Страх объял их там и мука, как у женщин в родах.
8 Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.
9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки.
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.
11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.
12 Да веселится гора Сион, (и) да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, (Господи).
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его; пересчитайте башни его;
14 Обратите сердце ваше к укреплениям его; рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.
15 Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти.