Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рим., 111 зач., XIII, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.

К первому веку по Рождестве Христовом за еврейским народом в Римской империи прочно закрепилась репутация бунтовщиков. Жители древнего Израиля, попав за 60 лет до Рождества Христова под власть Рима, всячески стремились сбросить с себя имперское господство. Иной взгляд на понимание государства предложили христиане. Об этом говорится в 13-й главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из неё читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем. Предлагаю так:

Глава 13.

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,

ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Причина недовольства древних евреев в адрес Рима состояла не только в ущемлении национальной гордости (что также имело место), но, прежде всего, в яростном нежелании иудеев подчиняться язычникам. Веря в свой особый статус народа избранного, иудеи видели себя на вершине человеческой цивилизации и расценивали свою зависимость от Рима как трагедию и горестное испытание, которое нужно обязательно преодолеть. Ко времени Рождения Спасителя в Палестине произошло несколько восстаний, которые были подавлены, а править Израилем с согласия Рима начал человек, не принадлежавший к еврейскому народу — идумеянин Ирод, прозванный современниками Великим.

Идумейский народ до того в течение веков враждовал с евреями, поэтому назначение Ирода правителем Палестины было расценено израильтянами как национальный позор. С целью свержения Ирода и достижения независимости от Рима в Израиле организовывались экстремистские группировки, члены которых именовались зилотами, в переводе с греческого «ревнители». Зилоты устраивали различные диверсии и готовили новое масштабное восстание против Рима, которое при поддержке фарисеев состоялось в 70 году и завершилось не только полным поражением Израиля, но и разрушением Иерусалима.

Древние христиане, многие из которых в национальном плане принадлежали к еврейскому народу, не поддержали революции и, в принципе, имели иное мнение относительно своего существования в рамках Римской империи. Выразителем данного мнения стал апостол Павел, который изложил социальную позицию христиан в прозвучавшем отрывке из послания к римлянам. На основании данного текста можно сделать несколько выводов. Первый состоит в том, что апостол Павел в точности следует учению Иисуса Христа о различении власти Бога и власти светской. Следуя Спасителю, Павел призывает христиан-современников к мирному существованию и лояльному отношению к государству — пусть оно и возглавляется язычниками.

Подход апостола предельно прост и понятен — пока государство исполняет свои прямые обязанности, а именно заботится о поддержании порядка в обществе, ему необходимо подчиняться, так как любая власть от Бога. Сопротивление же государству по мнению апостола возможно лишь в том случае, если оно занимает явную антихристианскую позицию и принуждает последователей Спасителя отречься от своей веры. Апостол своей жизнью и смертью явил пример христианского отношения к государству. Павел был имперским гражданином, исправно соблюдал светские законы, до тех пор, пока власть в лице императора Нерона не потребовала от него отказаться от Христа. Ответив отрицательно, апостол Павел обрёк себя на смертную казнь. Из чего можно сделать итоговый на сегодня вывод — всякая власть от Бога, пока она Богу явным образом не противится, не пытается встать на место Господа, превратив себя, таким образом, в идола. А идолопоклонство, как известно, прямо запрещается заповедями Божиими.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем