
Апостол Пётр
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое благочестивая жизнь, с чего она начинается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Петр высказывает одну примечательную мысль. По его словам, Бог дал нам всё, что необходимо для жизни и благочестия. Слово, которое на русский язык переведено как «благочестие», — это греческое слово «эвсебейа». Его можно также перевести словом «религия». Но религия не в привычном значении. Не как комплекс ритуалов и определённых философских и богословских представлений о Боге. А религия в её изначальном смысле — как связь между человеком и Богом. Ощущение Его незримого присутствия в жизни. По словам Священного Писания, люди, которые осознанно развивают в себе этот опыт, словно ходят перед Богом. Так, например, перед Богом ходили ветхозаветные праведники Енох, Ной и Авраам. Религия не была для них оторвана от жизни. Она пронизывала всю их повседневность. Итак, «эвсебейа» — это богопочитание, воплощённое в буднях, в обыкновенных рутинных делах.
Может показаться, что это доступно лишь избранным. Однако сегодня апостол Пётр говорит, что это не так. Как Бог дал нам всё необходимое для жизни телесной и душевной, так Он дал нам всё необходимое и для благочестия. В силу того, что каждый из нас — образ Божий, ребёнок Творца, мы способны поддерживать с Небесным Отцом постоянный зрительный контакт. Начать можно с малого. Обращаться к Нему с молитвой не только утром и вечером, но во всякое время днём. Когда мы едем по незнакомому городу на машине, мы постоянно сверяемся с навигатором. Так необходимо сверять направление своего движения с духовным навигатором. Можно установить для себя правило — начинать каждые три часа с краткого разговора с Творцом. В каком бы месте я ни находился, остановлюсь, прогоню из головы лишние мысли и направлю ум к Богу. Спрошу у Него, что Он хочет от меня сейчас, как мне надлежит жить следующий час согласно Его воле. Вероятно, я могу быть чем-то полезным окружающим меня людям? Постепенно временнЫе промежутки между этими беседами могут уменьшаться, а продолжительность разговора увеличиваться. Очевидно, что и его качество тоже может расти. Опыт Православной Церкви говорит, что если заниматься этим целенаправленно, то эта незримая беседа может продолжаться постоянно. Из области ума она переходит в сердце. Голос Бога звучит в нём во всякое время, с особой силой. Во всякий момент своей жизни человек может поддерживать живые отношения с Творцом. Так Господь входит в нашу повседневность.
Однако для того, чтобы эта религиозная связь становилась чище, сильнее, глубже, необходима духовная жизнь во всей её полноте. Неслучайно апостол Пётр изображает лестницу добродетелей. Человек приобретает их естественным образом, если старается на каждодневной основе исполнять Евангелие Христово. Ну и, конечно же, наше благочестие получает особое качество, если мы принимаем участие в таинствах Церкви. Тогда наши усилия в молитве, а также добрых делах, восполняет Сам Бог. Тот сердечный сосуд, над созданием которого мы усердно потрудились, Он наполняет Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











