Второе соборное послание святого апостола Петра - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе соборное послание святого апостола Петра

* Поделиться

Апостол Пётр

2 Пет., 64 зач., I, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что такое благочестивая жизнь, с чего она начинается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

В только что прозвучавшем отрывке апостол Петр высказывает одну примечательную мысль. По его словам, Бог дал нам всё, что необходимо для жизни и благочестия. Слово, которое на русский язык переведено как «благочестие», — это греческое слово «эвсебейа». Его можно также перевести словом «религия». Но религия не в привычном значении. Не как комплекс ритуалов и определённых философских и богословских представлений о Боге. А религия в её изначальном смысле — как связь между человеком и Богом. Ощущение Его незримого присутствия в жизни. По словам Священного Писания, люди, которые осознанно развивают в себе этот опыт, словно ходят перед Богом. Так, например, перед Богом ходили ветхозаветные праведники Енох, Ной и Авраам. Религия не была для них оторвана от жизни. Она пронизывала всю их повседневность. Итак, «эвсебейа» — это богопочитание, воплощённое в буднях, в обыкновенных рутинных делах.

Может показаться, что это доступно лишь избранным. Однако сегодня апостол Пётр говорит, что это не так. Как Бог дал нам всё необходимое для жизни телесной и душевной, так Он дал нам всё необходимое и для благочестия. В силу того, что каждый из нас — образ Божий, ребёнок Творца, мы способны поддерживать с Небесным Отцом постоянный зрительный контакт. Начать можно с малого. Обращаться к Нему с молитвой не только утром и вечером, но во всякое время днём. Когда мы едем по незнакомому городу на машине, мы постоянно сверяемся с навигатором. Так необходимо сверять направление своего движения с духовным навигатором. Можно установить для себя правило — начинать каждые три часа с краткого разговора с Творцом. В каком бы месте я ни находился, остановлюсь, прогоню из головы лишние мысли и направлю ум к Богу. Спрошу у Него, что Он хочет от меня сейчас, как мне надлежит жить следующий час согласно Его воле. Вероятно, я могу быть чем-то полезным окружающим меня людям? Постепенно временнЫе промежутки между этими беседами могут уменьшаться, а продолжительность разговора увеличиваться. Очевидно, что и его качество тоже может расти. Опыт Православной Церкви говорит, что если заниматься этим целенаправленно, то эта незримая беседа может продолжаться постоянно. Из области ума она переходит в сердце. Голос Бога звучит в нём во всякое время, с особой силой. Во всякий момент своей жизни человек может поддерживать живые отношения с Творцом. Так Господь входит в нашу повседневность.

Однако для того, чтобы эта религиозная связь становилась чище, сильнее, глубже, необходима духовная жизнь во всей её полноте. Неслучайно апостол Пётр изображает лестницу добродетелей. Человек приобретает их естественным образом, если старается на каждодневной основе исполнять Евангелие Христово. Ну и, конечно же, наше благочестие получает особое качество, если мы принимаем участие в таинствах Церкви. Тогда наши усилия в молитве, а также добрых делах, восполняет Сам Бог. Тот сердечный сосуд, над созданием которого мы усердно потрудились, Он наполняет Своей благодатью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем