
Апостол Пётр
1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Евангелии, а также в посланиях апостолов Церкви, очень часто и много говорится о том, что ученикам Христовым предстоит претерпеть гонения. Большинство из нас живёт в относительно спокойное время и в относительно спокойном месте. Каким же образом эти упоминания касаются нас с вами? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
«Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Таким призывом начинается только что прозвучавший отрывок. О чём же именно говорит апостол Петр?
В первую очередь, конечно, речь идёт о страданиях за веру. Христиане вели совсем иной образ жизни, нежели язычники. Во всём они старались полагаться на Бога, хранить чистоту, во всех своих делах исполнять Евангелие. У большинства людей это вызывало негативную реакцию. Верующие во Христа являлись для них живым упрёком. Вид, слова, манера общения христиан обличали разнузданный нрав окружающих, будоражили их совесть. Сам факт существования христиан вынуждал язычников посмотреть на себя критически и что-то поменять в своей жизни. Причём поменять немедленно. Но так устроен человек, что зачастую ничего менять не хочет. Если ему комфортно и всё идёт по накатанной, к чему какие-то перемены? Эгоист очень не любит, когда ему прямо или косвенно намекают на то, кто он есть. В такой ситуации он сразу чувствует внутреннее напряжение. В нём возникают раздражение и неприязнь. Так работают защитные механизмы больной самости. Если в руках такого человека сосредоточена власть, он использует её против источника раздражения. Чем больше власти, чем больше угроза кардинальных изменений, тем больше гнева, ярости и злобы обрушится на того, кто нарушает спокойствие. Вот так и христианство назвали зловредной сектой, повесили на христиан ярлык одержимых фанатиков и тем самым разрешили себе их уничтожать физически. Нет человека, нет проблемы. Поэтому апостол Пётр, обращаясь к своим адресатам, говорит, что, если вы Христовы, вам придётся пройти огненное горнило страданий. И это не должно быть чем-то странным для вас. Ведь этим путём прошёл Христос. А ученики всегда пьют чашу, которую пил их Учитель, то есть идут тем путём, которым прошёл Он.
Слова апостола Петра имеют и другой смысл. Выражение «огненное искушение» можно понимать в свете слов Иоанна Крестителя о Спасителе. Пророчествуя о Христе, он говорил: «я крещу вас водой. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Итак, апостол Пётр говорит не только о гонениях. Их может и не быть. Однако каждый, кто искренне ищет Спасителя и идёт за Ним, неизбежно испытает на себе действие внутреннего огня. Ведь в принципе мы мало чем отличаемся от древних язычников. Нам также зачастую не хочется ничего менять в жизни, даже если мы уже переступили порог Церкви и приняли Крещение. Но нередко мы просто не видим и не понимаем, что именно мы должны менять. Не видим, что именно нам мешает стать ближе к Богу. Слишком крепко мы цепляемся за наши привычки, связи и представления о жизни. Тогда Господь по своей милости посылает нам череду событий. Череду потрясений. Мы испытываем душевную боль. Внутри словно горит огонь. И в нём сгорают старые привычки, старые связи, старые представления. Сами бы мы и не смогли от них отказаться. Да мы бы и не подумали о том, что они — какая-то помеха на пути к Богу. Но, именно пройдя через эти огненные испытания, мы находим себя обновлёнными, очищенными, наполненными Божественной благодатью и светом новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема