1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Евангелии, а также в посланиях апостолов Церкви, очень часто и много говорится о том, что ученикам Христовым предстоит претерпеть гонения. Большинство из нас живёт в относительно спокойное время и в относительно спокойном месте. Каким же образом эти упоминания касаются нас с вами? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
«Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Таким призывом начинается только что прозвучавший отрывок. О чём же именно говорит апостол Петр?
В первую очередь, конечно, речь идёт о страданиях за веру. Христиане вели совсем иной образ жизни, нежели язычники. Во всём они старались полагаться на Бога, хранить чистоту, во всех своих делах исполнять Евангелие. У большинства людей это вызывало негативную реакцию. Верующие во Христа являлись для них живым упрёком. Вид, слова, манера общения христиан обличали разнузданный нрав окружающих, будоражили их совесть. Сам факт существования христиан вынуждал язычников посмотреть на себя критически и что-то поменять в своей жизни. Причём поменять немедленно. Но так устроен человек, что зачастую ничего менять не хочет. Если ему комфортно и всё идёт по накатанной, к чему какие-то перемены? Эгоист очень не любит, когда ему прямо или косвенно намекают на то, кто он есть. В такой ситуации он сразу чувствует внутреннее напряжение. В нём возникают раздражение и неприязнь. Так работают защитные механизмы больной самости. Если в руках такого человека сосредоточена власть, он использует её против источника раздражения. Чем больше власти, чем больше угроза кардинальных изменений, тем больше гнева, ярости и злобы обрушится на того, кто нарушает спокойствие. Вот так и христианство назвали зловредной сектой, повесили на христиан ярлык одержимых фанатиков и тем самым разрешили себе их уничтожать физически. Нет человека, нет проблемы. Поэтому апостол Пётр, обращаясь к своим адресатам, говорит, что, если вы Христовы, вам придётся пройти огненное горнило страданий. И это не должно быть чем-то странным для вас. Ведь этим путём прошёл Христос. А ученики всегда пьют чашу, которую пил их Учитель, то есть идут тем путём, которым прошёл Он.
Слова апостола Петра имеют и другой смысл. Выражение «огненное искушение» можно понимать в свете слов Иоанна Крестителя о Спасителе. Пророчествуя о Христе, он говорил: «я крещу вас водой. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Итак, апостол Пётр говорит не только о гонениях. Их может и не быть. Однако каждый, кто искренне ищет Спасителя и идёт за Ним, неизбежно испытает на себе действие внутреннего огня. Ведь в принципе мы мало чем отличаемся от древних язычников. Нам также зачастую не хочется ничего менять в жизни, даже если мы уже переступили порог Церкви и приняли Крещение. Но нередко мы просто не видим и не понимаем, что именно мы должны менять. Не видим, что именно нам мешает стать ближе к Богу. Слишком крепко мы цепляемся за наши привычки, связи и представления о жизни. Тогда Господь по своей милости посылает нам череду событий. Череду потрясений. Мы испытываем душевную боль. Внутри словно горит огонь. И в нём сгорают старые привычки, старые связи, старые представления. Сами бы мы и не смогли от них отказаться. Да мы бы и не подумали о том, что они — какая-то помеха на пути к Богу. Но, именно пройдя через эти огненные испытания, мы находим себя обновлёнными, очищенными, наполненными Божественной благодатью и светом новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.