
Иак., 51 зач., I, 19-27.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эпоху всё возрастающего информационного шума некоторые отрывки апостольских посланий приобретают особенно актуальное значение. Один из таких отрывков — это звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 1-й главы Соборного послания святого апостола Иакова.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Не составляет никого труда догадаться, почему этот апостольский отрывок сегодня актуален как никогда: в нём речь идёт о тех словах, которые мы произносим. Если ещё совсем недавно слова были ограничены как временем, так и местом, то сегодня они обрушиваются на нас отовсюду, и любой человек может в одночасье превратиться в крайне популярного оратора. Для этого у нас есть совершенно замечательные средства коммуникации, которые, однако, редко несут в себе пользу, и дело здесь, конечно же, не в них, а в нас самих, ведь сами по себе эти средства — всего лишь инструмент, которым можно пользоваться каким угодно образом.
Апостол Иаков, вслед за Господом нашим Иисусом Христом, призывал быть предельно аккуратными в словах и не умножать их без особой на то необходимости. Христос говорил, что человек может быть на последнем Суде как оправдан из-за слов, так и осуждён (см. Мф. 12:36–37). Ну а апостол продолжил эту мысль, и написал, что слова нужно произносить с крайней степенью осмотрительности, особенно же те из них, которые несут в себе какие-либо намёки на гнев со всеми его многочисленными вариациями и ответвлениями.
Вместо произнесения слов апостол Иаков настойчиво советует слушать, но слушать не то, что в тренде, не то, что слушают все, и не то, что, будучи заботливо подобранным алгоритмами социальных сетей, столь настойчиво пытается проникнуть в наше сознание. Апостол призывает слушать слова христианского назидания, которые способны принести пользу душе. Но как отличить полезное для души от пагубного? Ответ мы находим в контексте слов святого апостола: полезное не порождает в душе бурю негативных эмоций, оно не производит гнев, оно не разжигает похоть, но приносит мир и стремление к делам благочестия.
Однако важно не останавливаться лишь на слушании полезных для души слов, и на этом апостол Иаков тоже сделал акцент, важно идти дальше, то есть исполнять на деле услышанное слово назидания. Здесь, конечно, можно было бы погрузиться в некоторую растерянность, ведь далеко не всегда бывает понятно, к какого рода делам призывают нас слова назидания, апостол Иаков об этом прекрасно знал, потому-то отрывок его послания заканчивается тем призывом, котором можно завершать любую христианскую проповедь: «Призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» (Иак. 1:27).
Внешний мир так или иначе стремится лишить христиан душевного равновесия, вместе с этим он пытается отобрать у нас веру, надежду и любовь, но мы можем всё это сохранить, если, конечно, услышим призыв апостола — идти и помогать тем, кому требуется помощь, в первую очередь, людям больным и одиноким, детям и пожилым. Такое служение поможет вырваться из бурного потока ничего не значащих слов и соединиться в служении с Источником всякого блага и самой жизни — Господом нашим Иисусом Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия