Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я очень хорошо помню ту перемену, которую ощутил в самом себе, когда на меня, совсем ещё молодого мальчишку, надели семинарский китель. Это было сродни какому-то перерождению, или, точнее, вхождению в ранее совершенно недоступную, иную область жизни: теперь ты — не какой-то там просто парень, а — семинарист! И — скажу честно! — даже сам себя не особо-то узнаёшь: причём даже непонятно, что именно в тебе изменилось, — а всё, ты уже — другой!..
Этот эпизод я вспомнил в связи с чтением отрывка из 2-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, которое звучит сегодня в православных храмах за литургией. В этом отрывке апостол размышляет о том, что же даровал вчерашним язычникам Христос Спаситель.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Апостол старается донести до Ефесян очень важную мысль: ранее, до Христа, они как язычники были совершенно чужды всех тех Божественных обетований, которыми и жили иудеи, будучи народом Богоизбранным. Но приняв Христа как своего Спасителя, соединившись с Ним в Таинстве Крещения, они оказываются привитыми к древнему роду этого народа и соответственно, получают и все данные евреям обетования.
Но нам-то, христианам 21-го века, откликается ли хоть в малой степени то, о чём говорит апостол? Для нашего сознания хоть иудейское обрезание, хоть языческие мистерии — одинаково отстоят бесконечно далеко. Да, разными путями пыталось человечество на протяжение всей своей истории преодолеть ощущаемую нутром вражду и отчуждение между Творцом и людьми — но никем, никаким даже самым чистым праведником, никакой самой богатой жертвой, никаким самым изощрённым ритуалом эта пропасть так и не была преодолена. Только в Крестной Смерти и Воскресении Христа Спасителя был проброшен мост между человечеством и Богом — мост, который открыт любому.
Апостол, чтобы подчеркнуть масштаб этого события, использует хорошо известный в иудейской риторике приём «далеко — близко»: мы бы назвали его приёмом «масштабирования». Сразу вспоминаются различные сказки о мгновенных перемещениях во времени или пространстве: и апостол использует схожий приём, чтобы усилить воздействие своего послания. Ведь речь идёт не о каком-то медленном, постепенном, шаг за шагом повышении статуса от низшего к высшему — как это происходит, например, при карьерном росте. Жертвой Христа произошёл мощный скачок: те, кого раньше и близко не подпускали к дому друзей Божиих, теперь становятся желанными и полноправными членами семьи верных Богу и трапезничают вместе с ними без всякого отличия!
Но цена этой невероятной близости, этого грандиозного скачка — Кровь Сына Божия. Его жизнь, отданная на Кресте, — это не вынужденная кем-то или чем-то жертва: это абсолютно свободное Его решение, проявление безграничной Его любви к человеку. И как же важно об этом не забывать — особенно наслаждаясь всеми благами — и временными, и вечными — о том, что нам, по слову апостола, дарована возможность не только веровать в Него — но и становится подражателями Его подвига жертвенного служения ближним!
Помоги же нам, Господи, почаще вспоминать об этом — особенно когда появляется реальная возможность оказать свою любовь тем, кто её ждёт!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение