Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13. 

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я очень хорошо помню ту перемену, которую ощутил в самом себе, когда на меня, совсем ещё молодого мальчишку, надели семинарский китель. Это было сродни какому-то перерождению, или, точнее, вхождению в ранее совершенно недоступную, иную область жизни: теперь ты — не какой-то там просто парень, а — семинарист! И — скажу честно! — даже сам себя не особо-то узнаёшь: причём даже непонятно, что именно в тебе изменилось, — а всё, ты уже — другой!..

Этот эпизод я вспомнил в связи с чтением отрывка из 2-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, которое звучит сегодня в православных храмах за литургией. В этом отрывке апостол размышляет о том, что же даровал вчерашним язычникам Христос Спаситель.

Глава 2.

11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Апостол старается донести до Ефесян очень важную мысль: ранее, до Христа, они как язычники были совершенно чужды всех тех Божественных обетований, которыми и жили иудеи, будучи народом Богоизбранным. Но приняв Христа как своего Спасителя, соединившись с Ним в Таинстве Крещения, они оказываются привитыми к древнему роду этого народа и соответственно, получают и все данные евреям обетования.

Но нам-то, христианам 21-го века, откликается ли хоть в малой степени то, о чём говорит апостол? Для нашего сознания хоть иудейское обрезание, хоть языческие мистерии — одинаково отстоят бесконечно далеко. Да, разными путями пыталось человечество на протяжение всей своей истории преодолеть ощущаемую нутром вражду и отчуждение между Творцом и людьми — но никем, никаким даже самым чистым праведником, никакой самой богатой жертвой, никаким самым изощрённым ритуалом эта пропасть так и не была преодолена. Только в Крестной Смерти и Воскресении Христа Спасителя был проброшен мост между человечеством и Богом — мост, который открыт любому.

Апостол, чтобы подчеркнуть масштаб этого события, использует хорошо известный в иудейской риторике приём «далеко — близко»: мы бы назвали его приёмом «масштабирования». Сразу вспоминаются различные сказки о мгновенных перемещениях во времени или пространстве: и апостол использует схожий приём, чтобы усилить воздействие своего послания. Ведь речь идёт не о каком-то медленном, постепенном, шаг за шагом повышении статуса от низшего к высшему — как это происходит, например, при карьерном росте. Жертвой Христа произошёл мощный скачок: те, кого раньше и близко не подпускали к дому друзей Божиих, теперь становятся желанными и полноправными членами семьи верных Богу и трапезничают вместе с ними без всякого отличия!

Но цена этой невероятной близости, этого грандиозного скачка — Кровь Сына Божия. Его жизнь, отданная на Кресте, — это не вынужденная кем-то или чем-то жертва: это абсолютно свободное Его решение, проявление безграничной Его любви к человеку. И как же важно об этом не забывать — особенно наслаждаясь всеми благами — и временными, и вечными — о том, что нам, по слову апостола, дарована возможность не только веровать в Него — но и становится подражателями Его подвига жертвенного служения ближним!

Помоги же нам, Господи, почаще вспоминать об этом — особенно когда появляется реальная возможность оказать свою любовь тем, кто её ждёт!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем