Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.