
Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема