Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Завершающий рейс

Фото: Piqsels
Мой папа всю жизнь работал дальнобойщиком. Почти полвека за рулём. И вот, настал тот день, точнее утро, когда он отправлялся в свой завершающий рейс. Командировка была на Байкал. И папа неожиданно предложил мне поехать вместе с ним. Я до конца не верила, что это возможно. До отпуска ещё далеко, и мой строгий начальник никогда бы не согласился поменять даты.
«А ты всё-таки попробуй, — настаивал отец за два дня до поездки. — Что невозможно человеку, то возможно Богу. Я помолюсь». И действительно произошло маленькое чудо. Мой начальник внезапно уехал в командировку на две недели, и его заместитель подписал моё заявление об изменении дат отпуска.
И вот оно утро старта! Мороз и солнце. Тёплая и уютная кабина и впереди тысячи километров пути — через города и веси, с постоянно меняющейся картинкой и чувством свободы.
Это было лучшее путешествие в моей жизни. Мы останавливались, где хотели, ели традиционные — для мест, которые проезжали — блюда, созерцали потрясающие виды природы, но главное — мы всё время разговаривали. Шутили, смеялись...
Впервые за многие годы я вновь почувствовала себя ребёнком — папиной дочкой, голова которой не занята насущными вопросами. Я почувствовала, что меня любят той самой любовью, которая никогда не перестаёт. Как и эта дорога: прямая, широкая — будто стрела, разрезающая горизонт.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Выбор

Фото: Piqsels
Солнечное майское утро. А на улицах Москвы... «снег». Тополиный. Летит себе неспешно, укрывая белой простынёй траву и деревья. Отвлекает пешеходов и водителей. Из окна автомобиля с восхищением наблюдаю за этим необычным явлением, благо красный сигнал светофора позволяет. И тут со стороны соседней полосы раздается лязг. Голова автоматически поворачивается в сторону звука. Прямо у края пешеходного перехода жёлтый экскаватор ломает с виду новенький бордюр. Съёживаюсь. Ну вот опять! Как тёплый сезон, так начинаются ремонтные работы. А значит пыль, заторы на дорогах и шум. И почему нельзя заняться этим осенью — задаю я сам себе вопрос. Градус раздражения растёт. И тут загорается зеленый сигнал, еду дальше. У следующего светофора машины выстраиваются в одну полосу. Другая занята припаркованным грузовиком городских служб. Машина доверху загружена ящиками с рассадой. Из кузова выглядывают пышные охапки петунии глубокого красного цвета. А рядом с машиной, недалеко от дороги, ряд клумб с землёй. Как же здорово, что эти прекрасные цветы будут радовать жителей города несколько месяцев. Невольно улыбаюсь этому. И ловлю себя на мысли, что только от меня зависит, каким я увижу этот день. Начну его с раздражения или с радости. Держу в сердце красные петунии и еду дальше в свой новый день, наполненный радостью.
Текст Екатерина Миловидова читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Важная способность

Фото: Piqsels
Ранним летним утром мы с подругой Машей отправились на машине в небольшое путешествие в подмосковный город Зарайск. Дороги были ещё пустые, и до места добрались быстро. Припарковали автомобиль недалеко от центра, позавтракали в ближайшем кафе и пошли исследовать местность. Было пасмурно, но набежавшие на небо тучи нас не смущали, ведь из машины я прихватила с собой зонт. Мы долго гуляли в местном парке, а когда присели отдохнуть на лавочке в живописном месте... нас внезапно накрыл летний ливень. Ближайшее укрытие оказалось неблизко, поэтому бежать было бесполезно, и мы обречённо шли, прикрываясь зонтом. Одежда постепенно промокла. Казалось, что день безнадёжно испорчен. Неожиданно моя подруга Маша выскочила из-под зонта и стала весело кружится под дождём. Поначалу я растерялась, а потом махнула рукой и вслед за ней пустилась в пляс. В один миг раздражение сменилось детской беззаботной радостью. Я и забыла, как это здорово — прыгать по лужам и с улыбкой встречать летний дождь!
Уже потом, сидя в машине, всё думала, что взрослым есть чему поучиться у детей — как любить эту жизнь, радоваться мелочам и повсюду находить хорошее. Постараюсь сохранить в себе эту способность как можно дольше!
Текст Дарья Никольская читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе











