Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема