Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам слышать от людей, критически смотрящих в сторону Церкви, — что уж больно легко вы, люди верующие, получаете прощение грехов? Да, это очень непростая тема — но чёткий ответ мы получаем в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня за богослужением.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол Павел достаточно жёстко, если не сказать — сурово — предупреждает христиан о последствиях недолжного поведения после принятия Святого Крещения. Тот, кто обручил себя Сыну Божию — Христу Спасителю, — уже не может без последствий снова возвращаться в былой, греховный, образ жизни. Апостол говорит о том, что совершающий грех снова распинает Христа — и «ругается» Ему, от глагола «παραδειγματίζω» — демонстрировать публично, давать пример, здесь же лучше перевести как — «выставлять на посмешище» или «надругаться».
К сожалению, сегодня единицы из принимающих Таинство Крещения понимают, насколько значимо это событие в их жизни. Обещание Богу «непорочной жизни» — которое и свидетельствуется всем чинопоследованием Таинства — предполагает, что обещающий чётко может провести границу в своём сознании между должным и недолжным, греховным и праведным — и то, что он крестится — своего рода «печать» его договора с Богом о том, что он теперь — на правильной, «праведной», стороне.
Я уже слышу возмущённые голоса: батюшка, а как же исповедь? В чём же тогда каяться, если совсем не грешить? И здесь мы подходим к одной очень болезненной теме: различию греха как сознательного противодействия Божьей воле от греха как духовного несовершенства. Как, почему и когда эта граница размылась, растёрлась, стала с трудом различима — отдельная тема, но главное здесь понять: грех греху — рознь. Не всё то, что мы называем «грехом», отсекает нас от общения с Духом Святым и разворачивает в позицию врагов Божиих. Говоря об «отпадении», о «поругании Христа», апостол имеет в виду именно такие грехи, однозначно свидетельствующие о противодействии человека Божьим заповедям, при котором человек становится настоящим преступником, дерзнувшим пере-ступить ясный запрет.
Как же важно об этом помнить — грех как преступление полагает человека — как утверждает апостол — близким к проклятию Богом. Проклятие — это отлучение, полный обрыв связи, утрата источника жизни и обновления. И когда такой человек начинает задыхаться — Бог в этом невиновен: не Он перекрывал кислород, но сам грешащий своим поступком сорвал со своего лица дающую живительный воздух маску.
Помоги же нам, Господи, регулярно проверять самих себя — на самом ли деле мы дышим «кислородом вечности»? И если появляются первые признаки нехватки воздуха — отложив всякое дело, срочно бежать в храм, к духовнику, к спасительному Таинству Покаяния!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема