
Апостол Павел
Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам слышать от людей, критически смотрящих в сторону Церкви, — что уж больно легко вы, люди верующие, получаете прощение грехов? Да, это очень непростая тема — но чёткий ответ мы получаем в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня за богослужением.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол Павел достаточно жёстко, если не сказать — сурово — предупреждает христиан о последствиях недолжного поведения после принятия Святого Крещения. Тот, кто обручил себя Сыну Божию — Христу Спасителю, — уже не может без последствий снова возвращаться в былой, греховный, образ жизни. Апостол говорит о том, что совершающий грех снова распинает Христа — и «ругается» Ему, от глагола «παραδειγματίζω» — демонстрировать публично, давать пример, здесь же лучше перевести как — «выставлять на посмешище» или «надругаться».
К сожалению, сегодня единицы из принимающих Таинство Крещения понимают, насколько значимо это событие в их жизни. Обещание Богу «непорочной жизни» — которое и свидетельствуется всем чинопоследованием Таинства — предполагает, что обещающий чётко может провести границу в своём сознании между должным и недолжным, греховным и праведным — и то, что он крестится — своего рода «печать» его договора с Богом о том, что он теперь — на правильной, «праведной», стороне.
Я уже слышу возмущённые голоса: батюшка, а как же исповедь? В чём же тогда каяться, если совсем не грешить? И здесь мы подходим к одной очень болезненной теме: различию греха как сознательного противодействия Божьей воле от греха как духовного несовершенства. Как, почему и когда эта граница размылась, растёрлась, стала с трудом различима — отдельная тема, но главное здесь понять: грех греху — рознь. Не всё то, что мы называем «грехом», отсекает нас от общения с Духом Святым и разворачивает в позицию врагов Божиих. Говоря об «отпадении», о «поругании Христа», апостол имеет в виду именно такие грехи, однозначно свидетельствующие о противодействии человека Божьим заповедям, при котором человек становится настоящим преступником, дерзнувшим пере-ступить ясный запрет.
Как же важно об этом помнить — грех как преступление полагает человека — как утверждает апостол — близким к проклятию Богом. Проклятие — это отлучение, полный обрыв связи, утрата источника жизни и обновления. И когда такой человек начинает задыхаться — Бог в этом невиновен: не Он перекрывал кислород, но сам грешащий своим поступком сорвал со своего лица дающую живительный воздух маску.
Помоги же нам, Господи, регулярно проверять самих себя — на самом ли деле мы дышим «кислородом вечности»? И если появляются первые признаки нехватки воздуха — отложив всякое дело, срочно бежать в храм, к духовнику, к спасительному Таинству Покаяния!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема