
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться успеха во всех своих делах? Именно об этом говорится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к своему ученику по имени Тит. Тит стоял во главе церковных общин острова Крит. Иначе говоря, он был епископом, то есть, в переводе этого слова с греческого языка, надзирателем. Другое слово, которое используется для этой должности, — архиерей, то есть главный священник. В его попечении находилось множество простых верующих, а также пастырей, которые, как бы мы сейчас сказали, были настоятелями приходских храмов. Главная задача Тита как епископа заключалась в том, чтобы хранить веру, благочестие и оказывать отеческую любовь и заботу своей пастве. Неслучайно в церковной традиции епископ олицетворяет собой Христа. Сегодня апостол Павел даёт Титу рекомендации о том, как стать успешным в своём служении.
И начинает он с предостережения. Ведь у начальника всегда есть соблазн слишком увлечься своим статусом и забыть, что на нём лежит большая ответственность, ведь он за своё служение держит ответ перед Богом. А поэтому Павел упоминает о некоторых из числа христиан, которые утверждают, что знают Бога, но на самом деле в них нет подлинной веры. Из чего это видно? Об этом свидетельствуют их дела. По словам апостола Павла, эти люди гнусны, непокорны и не способны ни к какому добру. Они христиане лишь на словах.
Для того, чтобы избежать подобного состояния Титу необходимо не только говорить то, что сообразно со здравым учением, но также необходимо показывать на своём примере образец добрых дел. То есть во всех своих чувствах, мыслях, словах и поступках стараться быть похожим на Христа. Постоянно держать в уме Его образ. Сверять свою совесть с Евангелием. Это и означает «знать Бога не только на словах, но и на деле». Лишь так, по мысли Павла, Тит будет достойным своего высокого звания, а вместе с тем максимально эффективно нести своё служение, то есть приносить пользу и себе и людям.
Есть над чем задуматься и каждому из нас. С точки зрения учения Христова, формула жизненного успеха проста — успешным считается не тот, кто научился воздействовать на людей при помощи слова и достигать при помощи этого своих корыстных целей, но тот, кто выработал у себя навык жертвенного служения окружающим ради Евангелия. Принцип этот сформулирован ещё Христом. Умывая ученикам ноги на Тайной вечери, Господь говорил: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». А в другом месте в Евангелии Он прямо сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». А потому, чем выше наш социальный статус, чем больше у нас привилегий по сравнению с окружающими, тем большая на нас лежит ответственность и тем больше у нас обязательств перед людьми и Богом. Тем усердней нам необходимо воплощать на практике принципы жертвенного служения. Тем меньше должно быть пустых слов, но больше конкретных поступков. Лишь в этом случае наша вера становится действенной и живой, то есть питает сердце, наполняет душу, сообщает нашей жизни радость, мир и высокий смысл.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер