
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться успеха во всех своих делах? Именно об этом говорится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к своему ученику по имени Тит. Тит стоял во главе церковных общин острова Крит. Иначе говоря, он был епископом, то есть, в переводе этого слова с греческого языка, надзирателем. Другое слово, которое используется для этой должности, — архиерей, то есть главный священник. В его попечении находилось множество простых верующих, а также пастырей, которые, как бы мы сейчас сказали, были настоятелями приходских храмов. Главная задача Тита как епископа заключалась в том, чтобы хранить веру, благочестие и оказывать отеческую любовь и заботу своей пастве. Неслучайно в церковной традиции епископ олицетворяет собой Христа. Сегодня апостол Павел даёт Титу рекомендации о том, как стать успешным в своём служении.
И начинает он с предостережения. Ведь у начальника всегда есть соблазн слишком увлечься своим статусом и забыть, что на нём лежит большая ответственность, ведь он за своё служение держит ответ перед Богом. А поэтому Павел упоминает о некоторых из числа христиан, которые утверждают, что знают Бога, но на самом деле в них нет подлинной веры. Из чего это видно? Об этом свидетельствуют их дела. По словам апостола Павла, эти люди гнусны, непокорны и не способны ни к какому добру. Они христиане лишь на словах.
Для того, чтобы избежать подобного состояния Титу необходимо не только говорить то, что сообразно со здравым учением, но также необходимо показывать на своём примере образец добрых дел. То есть во всех своих чувствах, мыслях, словах и поступках стараться быть похожим на Христа. Постоянно держать в уме Его образ. Сверять свою совесть с Евангелием. Это и означает «знать Бога не только на словах, но и на деле». Лишь так, по мысли Павла, Тит будет достойным своего высокого звания, а вместе с тем максимально эффективно нести своё служение, то есть приносить пользу и себе и людям.
Есть над чем задуматься и каждому из нас. С точки зрения учения Христова, формула жизненного успеха проста — успешным считается не тот, кто научился воздействовать на людей при помощи слова и достигать при помощи этого своих корыстных целей, но тот, кто выработал у себя навык жертвенного служения окружающим ради Евангелия. Принцип этот сформулирован ещё Христом. Умывая ученикам ноги на Тайной вечери, Господь говорил: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». А в другом месте в Евангелии Он прямо сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». А потому, чем выше наш социальный статус, чем больше у нас привилегий по сравнению с окружающими, тем большая на нас лежит ответственность и тем больше у нас обязательств перед людьми и Богом. Тем усердней нам необходимо воплощать на практике принципы жертвенного служения. Тем меньше должно быть пустых слов, но больше конкретных поступков. Лишь в этом случае наша вера становится действенной и живой, то есть питает сердце, наполняет душу, сообщает нашей жизни радость, мир и высокий смысл.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема