
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко, переживая за тех людей, которые нас окружают, не принимая их образ жизни, который нам кажется пагубным, мы стараемся им рассказать о Христе. Однако люди нас не слушают. Как же решить эту проблему и донести до ближних идеи Евангелия? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Обращаясь к христианам Галатии, апостол Павел убеждает их в том, что то учение, которое он им передал, не результат его учёности. Это не его личные измышления. Его проповедь Евангелия основана на сверхъестественном вдохновении. Истины, которые он передаёт своим слушателям, исходят прямо от Бога. Апостол прекрасно понимает, что слов мало. В древнем мире каждый второй выдавал себя за пророка, за вестника богов, за человека, который обладает тайным знанием и сверхъестественными способностями. Попробуй поверь тут всем. Сразу останешься без копейки на улице. А тут ещё и цена высока. На кону не много не мало участь человека в вечности, душевный мир и покой. Поэтому апостол приводит главный аргумент: «вы знаете, кем я был», — говорит он. Религиозный фанатик, одержимый идеей преследования и уничтожения христиан. Типичный инквизитор, который без жалости, без тени сомнения, без всякого сострадания отправлял людей на мучения и смерть. И такое кардинальное изменение. Не просто разворот на 180 градусов, а ещё и внутренняя трансформация. Преображение души, в которой поселились любовь, милость, снисхождение, мягкость не только по отношению к друзьям, но и к врагам и преследователям. Такой радикальный переворот нельзя имитировать. Это не то же самое, что научиться паре-тройке фокусов. Такое нельзя сделать самому. Нет у людей на это своих сил. Если такое преображение произошло, явно вмешался кто-то более могущественный, чем человек. Очевидно, что сердца Павла коснулся Господь. Вложил в него новые чувства, новые мысли, которые теперь подталкивают его совершать новые действия. Это мощный аргумент, который убедит даже закоренелого скептика.
Евангелие делает на этом особый акцент. Господь, обращаясь к апостолам, а вместе с ними и к нам, призывает нас не просто рассказывать о Нём и о том, к чему Он призывал. Этого всегда будет недостаточно. Нам никто не поверит. Есть много учений, которые внешне намного привлекательней христианства. Ведь мы окружены потоком информации. И человек получает её из разных источников. Почему именно наш должен быть самым авторитетным? Поэтому Христос призывает нас свидетельствовать о себе. Показывать Бога своей жизнью. Показывать, какие существенные изменения произошли во мне после того, как я Его встретил. Это самый сильный аргумент. Самая сильная проповедь. Как говорил один из современных православных богословов: «христианство не доказуется, оно показуется». Человек должен подойти ко мне и сказать: слушай, я помню, ты был жёсткий, а теперь в тебе какая-то сердечная мягкость; ты был поверхностный, а теперь в твоих словах ощущается неимоверная глубина; ты был циничный, а теперь ты открыт всем окружающим; ты был похотлив, груб, любил пирушки, был мстителен, не доверял людям, постоянно сплетничал, лицемерил, всего боялся, заискивал, манипулировал — где всё это? Что с тобой произошло? С тобой спокойно, от тебя исходит мир, к тебе хочется обратиться за советом и поддержкой, ты весь светишься. Скажи, куда мне пойти и что сделать, чтобы получить то, чем обладаешь ты? Вот она сила Евангельского свидетельства.
Приобрести её и учит Христос, апостолы, а за ним и все христианские святые. Но как же это сделать? Безусловно именно для этого и существует церковная жизнь во всём её многообразии. Однако в конечном счёте всё сводится к одному. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, что делать, если нет у меня любви к человеку, отвечает: делай дела любви и Бог, видя твоё усердие, даст тебе любовь. Иными словами, во всех ситуациях действуй, как будто ты ученик Христов. Во всех делах на протяжении дня исполняй Евангелие. Сверяй с ним свои мысли, чувства, слова и поступки. Через «не хочу» поступай по-новому. Так мы прилагаем усилия и воспитываем в себе новые навыки и привычки, противоположные старым. А Бог, видя наше усердие на этом пути, будет помогать нам, и постепенно, возможно, незаметно для нас самих, наполнит этот новый сосуд Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бог всегда готов помочь человеку, который к Нему обращается. Он может изменить обстоятельства Сам или дать сил на борьбу тому, кто унывает. При этом важно понимать, для чего Господь это делает? Ответ на этот вопрос звучит в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Человеку, который находится в трудной ситуации, свойственно вспоминать уроки истории и задумываться над тем, как изменить обстоятельства к лучшему. Естественно, на этом пути верующие обращаются к Богу, ожидая от Него помощи. Впрочем, учитывая, что у Бога о мире есть Свой замысел, а люди не всегда понимают бедственность своего положения, порой Бог обращается к ним Сам и призывает их пойти по правильному пути.
104-й псалом, который мы сейчас услышали, — один из тех, в котором автор предлагает иудеям вспомнить историю их исхода из Египта и завоевания Ханаанской земли как историю Божьей помощи и поддержки. Традиционно подобные воспоминания возникали в еврейском народе в пленный или послепленный период, когда люди нуждались в поддержке. Проигрыш в войне и пленение в языческом мире рассматривается однозначно как проигрыш богов, которые покровительствовали проигравшему народу. Язычники делали простой и очевидный вывод: боги победителей сильнее. Кроме того, естественным следствием подобного рассуждения было разочарование в своих богах. Но мировоззрение иудеев радикально отличалось от взглядов всех остальных народов. Люди, вышедшие из Египта, знали, что Бог, обратившийся к праотцу их Аврааму, — был не одним из божеств, но Творцом всего существующего. Именно поэтому в сегодняшнем псалме трижды упоминается Авраам и подробно рассказывается об Иосифе и исходе евреев из Египта. Автор делает это для того, чтобы раскрыть одну простую мысль: Бог может спасти человека из беды, как спасал самых разных людей, о которых говорится в Писании. Однако важно, чтобы люди сами понимали, для чего им нужно спасение. Если они стремятся к нему, для того чтобы вернуться к греховной жизни, из-за которой у них и начались проблемы, то стоит ли вообще начинать этот путь? Если же люди готовы смириться перед Богом, Он всегда их поддержит и выведет на верный путь. Чтобы, как говорит псалом, и они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его».
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема