
Фото: Daria Kurennaya/Unsplash
Из книги воспоминаний митрополита Вениамина Федченкова «Божьи люди»
В наших краях было три чернички. Так называли девственниц потому, что они всегда одевались подобно монахиням, в чёрное, иногда их именовали «вековушами», так как они век вековали незамужними. Обыкновенно они по умершим читали Псалтирь, — где их звали. В остальные дни они скрытно жили в какой-либо маленькой хате, или «келии», на огородах; как проходила их жизнь, мы не знали: вероятно, читали какое-нибудь молитвенное правило, клали земные поклоны, занимались в «свободное» время какой-либо работой.
Почему они не вышли замуж, не знаю. Но я хорошо помню, что две из них были красивыми. Видно, думается мне, не пожелали замужества по тем же религиозным убеждениям, которые иных направляют в монастыри. Про святость их тоже не говорили люди, хотя относились к ним с почтением. Народ наш был разборчив в употреблении слова «святой».
А третья, известная мне черничка — «слепая Даша», была удивительным человеком. Слепая от рождения, она как-то научилась по слуху Псалтири. Сто пятьдесят псалмов — это нелегко запомнить! Свой крест слепоты Даша несла совершенно безропотно. И слепота ей, вероятно, была во спасение. Да и посторонние, глядя на неё, легче переносили скорби. А я, вспоминая сейчас о ней, поучаюсь.
Примечательно, что эти чернички никого не учили, не давали советов. И — Боже сохрани — не обличали, не судили; учить — это дело батюшки! А батюшка смотрел на них спокойно, точно не замечал их, будто хранить лишь девство — такое простое и лёгкое дело! А ведь это явление — замечательное! И стоило бы заинтересоваться им! Но кругом были подобные им — религиозные, смиренные, целомудренные — только — в браке: а это — тоже подвиг. Дух же был один: христианский, православный, потому, вероятно, и не дивились черничкам.
«Опасность сквернословия». Священник Андрей Наговицин

У нас в студии был клирик Спасо-Преображенского храма Молитовского благочиния Нижнего Новгорода, духовник регионального отделения общероссийского проекта «Россия без сквернословия» священник Андрей Наговицин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, а также мы говорили об опасности распространения нецензурной лексики.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 139. Богослужебные чтения

Сказки древнего Востока нередко повествуют о дворцовых интригах. Хитрые придворные устраивают заговоры, а правитель или становится их жертвой, или разрушает с помощью жестоких гонений. Таким образом, речь идёт о суровой борьбе за место. Даже не под солнцем, а на вполне осязаемом троне. Но есть и иной вариант понимания власти. О нём говорится в псалме 139-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани
меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Псалом 139-й был написан царём и пророком Давидом. Был написан, как вы, наверное, уже догадались по содержанию этого произведения, в крайне непростых обстоятельствах. Давид чувствует, что вокруг него плетутся заговоры. Или как пишет он в псалме: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». И всё действительно обстояло именно так. Но царь ещё не знает, что центром интриг по смене власти является его сын Авессалом. Он пожелал не дожидаться смерти родителя, но насильственным образом занять трон Давида. Данное обстоятельство прояснится позже.
А пока царь просит Бога вернуть мир и дать возможность, как и прежде, править страной. Не для дальнейшего наслаждения властью, а для того, чтобы в ветхозаветном Израиле люди продолжали жить в соответствии с заповедями Божиими. Давид понимает, насколько уязвимой подчас является такая жизненная позиция. Потому надеется не на себя, а на Бога. Или как пишет он: «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои».
Царь полностью доверяет Господу, видит исключительно в Боге источник мира и земного спокойствия. Во всяком случае, жизнь Давида давала ему возможность подобное утверждать. Сколько раз в прошлом царь находился на краю гибели. И часто по причине того, что старался быть верным заповедям Божиим. А Господь никогда Давида без Своей помощи не оставлял. Потому и в этот раз с дерзновением просит пророк Бога: «Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его».
Конечно, Давид был ветхозаветным человеком. Потому в его словах мы, бывает, не ощущаем евангельского милосердия. Вот и в этот раз он просит у Бога справедливости и наказания тем, кто посмел восстать против помазанника Господня — царя древнего Израиля. Давид требует правосудия такими словами псалма: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали».
Знал бы тогда Давид, для кого он просит наказания! Для собственного неразумного сына. Впоследствии царь, скорее всего, жалел о своей горячности. Во всяком случае, с Авессаломом он воевать отказывался. Давид даже покинул Иерусалим, удалился в изгнание, только бы не начинать гражданскую войну. Но Авессалом был непреклонен, упорен в своём желании власти. За что и поплатился в итоге, оказавшись убитым.
На Давиде же сбылись его собственные слова: «Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным. Праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим». Жизненный опыт Давида пусть послужит для нас уроком. И в том, чтобы в возможности управлять кем-то или чем-то не видеть повод для гордости, но занимая тот или иной пост, прежде всего, служить людям. А во-вторых, искать не своей правды, а правды Божией, живя благочестиво и прося мира и для себя, и для окружающих.
Псалом 139. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 139. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 139. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя.
3 Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.