Матерям всегда нелегко воспитывать детей. Тем более велик подвиг женщин, которые остаются без мужа, но не позволяют себе отчаиваться и продолжают заниматься ребёнком. Подобный подвиг когда-то совершила Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста.
Анфуса была совсем юной, когда к ней посватался Секунд, воевода из АнтиохИи. Девушка сразу влюбилась в этого сильного, умного мужчину, который, как и Анфуса, верил во Христа. Для свадьбы не было никаких препятствий, и они с благословения родителей поженились.
Супруги жили спокойно и мирно. Анфуса чувствовала себя особенно счастливой в те моменты, когда находилась рядом с мужем. Скоро она подарила ему дочь, а потом и сына Иоанна. Секунд, закончив с делами, спешил домой, к любимой жене и детям. Он крепко обнимал стоявшую на пороге Анфусу, и ей казалось, что так будет всегда…
Беда пришла неожиданно. Их младшему сыну Иоанну исполнилось всего несколько месяцев, когда Секунда сразила болезнь. Она так источила его силы, что он не мог подняться с постели и скоро скончался. Анфуса всё плакала и плакала, хотя понимала, что плач ничем не может помочь. Он не накормит голодную дочку и не успокоит кричащего сына. Вдова вытерла слёзы и принялась за хозяйство и воспитание детей.
Однако беда не приходит одна. Вслед за мужем у Анфусы умерла дочь. У несчастной женщины осталась последняя радость в жизни – маленький Иоанн, которому требовалась материнская забота.
Дни шли за днями, и к молодой, красивой и богатой вдове стали свататься многочисленные поклонники, однако Анфуса всем решительно отказывала. В её сердце до сих пор жил Секунд, а её внимание нужно было Иоанну гораздо больше, чем какому-то другому человеку.
Анфуса с радостью наблюдала за тем, как растёт мальчик, как быстро он учится говорить и как первый раз встаёт на ноги. Она посвящала ему всё своё время, забывая о себе. Её забота была такой самоотверженной, что даже язычники поражались тому, какие женщины есть среди христиан.
Она сама учила Иоанна читать и писать, выбирала для него отрывки из Священного Писания. Старания дали благой результат: мальчик с невероятной скоростью усваивал новые знания. Скоро Анфуса научила его всему, чему только могла. Она удивлялась необыкновенным способностям сына и его склонности к ораторскому искусству. Как только Иоанн подрос, мать отправила его в школу красноречия. Он очень быстро обогнал сверстников и добился высших похвал у учителей. Тогда стало ясно, что Иоанн обязательно должен продолжить обучение, причем в одной из лучших школ страны. Чтобы отправить его туда, где он мог получить хорошее образование, Анфусе пришлось экономить на всём. И скоро Иоанн отправился в Афины, где стал учиться на адвоката.
Когда юноша, уже получивший за своё красноречие прозвание Златоуст, вернулся домой, обрадованная мать не увидела ни следа дурного влияния язычества, которого она так боялась. Наоборот, сердце Иоанна окончательно обратилось к Богу. Он даже хотел принять монашество, но мать упросила его подождать. Она была уже немолода, и без помощи сына ей пришлось бы слишком трудно. Иоанн, уважая волю матери, не стал перечить. Он с нежностью заботился о матери, понимая, какое значение для неё имеет его внимание. Похоронив Анфусу, Иоанн стал монахом, а потом прославился как один из величайших христианских епископов и богословов, как составитель чина литургии. Уже более 16 веков совершается это церковное богослужение, которое носит имя Иоанна Златоуста. И хотя существует ещё чин литургии Василия Великого и литургии апостола Иакова, но именно литургия Иоанна Златоуста служится чаще всего.
Церковь почитает сына Анфусы в лике святых. Сам Иоанн Златоуст всегда чувствовал удивительную силу заботы и молитвы своей матери до конца своих дней был благодарен ей самоотверженный подвиг любви.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема