Матерям всегда нелегко воспитывать детей. Тем более велик подвиг женщин, которые остаются без мужа, но не позволяют себе отчаиваться и продолжают заниматься ребёнком. Подобный подвиг когда-то совершила Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста.
Анфуса была совсем юной, когда к ней посватался Секунд, воевода из АнтиохИи. Девушка сразу влюбилась в этого сильного, умного мужчину, который, как и Анфуса, верил во Христа. Для свадьбы не было никаких препятствий, и они с благословения родителей поженились.
Супруги жили спокойно и мирно. Анфуса чувствовала себя особенно счастливой в те моменты, когда находилась рядом с мужем. Скоро она подарила ему дочь, а потом и сына Иоанна. Секунд, закончив с делами, спешил домой, к любимой жене и детям. Он крепко обнимал стоявшую на пороге Анфусу, и ей казалось, что так будет всегда…
Беда пришла неожиданно. Их младшему сыну Иоанну исполнилось всего несколько месяцев, когда Секунда сразила болезнь. Она так источила его силы, что он не мог подняться с постели и скоро скончался. Анфуса всё плакала и плакала, хотя понимала, что плач ничем не может помочь. Он не накормит голодную дочку и не успокоит кричащего сына. Вдова вытерла слёзы и принялась за хозяйство и воспитание детей.
Однако беда не приходит одна. Вслед за мужем у Анфусы умерла дочь. У несчастной женщины осталась последняя радость в жизни – маленький Иоанн, которому требовалась материнская забота.
Дни шли за днями, и к молодой, красивой и богатой вдове стали свататься многочисленные поклонники, однако Анфуса всем решительно отказывала. В её сердце до сих пор жил Секунд, а её внимание нужно было Иоанну гораздо больше, чем какому-то другому человеку.
Анфуса с радостью наблюдала за тем, как растёт мальчик, как быстро он учится говорить и как первый раз встаёт на ноги. Она посвящала ему всё своё время, забывая о себе. Её забота была такой самоотверженной, что даже язычники поражались тому, какие женщины есть среди христиан.
Она сама учила Иоанна читать и писать, выбирала для него отрывки из Священного Писания. Старания дали благой результат: мальчик с невероятной скоростью усваивал новые знания. Скоро Анфуса научила его всему, чему только могла. Она удивлялась необыкновенным способностям сына и его склонности к ораторскому искусству. Как только Иоанн подрос, мать отправила его в школу красноречия. Он очень быстро обогнал сверстников и добился высших похвал у учителей. Тогда стало ясно, что Иоанн обязательно должен продолжить обучение, причем в одной из лучших школ страны. Чтобы отправить его туда, где он мог получить хорошее образование, Анфусе пришлось экономить на всём. И скоро Иоанн отправился в Афины, где стал учиться на адвоката.
Когда юноша, уже получивший за своё красноречие прозвание Златоуст, вернулся домой, обрадованная мать не увидела ни следа дурного влияния язычества, которого она так боялась. Наоборот, сердце Иоанна окончательно обратилось к Богу. Он даже хотел принять монашество, но мать упросила его подождать. Она была уже немолода, и без помощи сына ей пришлось бы слишком трудно. Иоанн, уважая волю матери, не стал перечить. Он с нежностью заботился о матери, понимая, какое значение для неё имеет его внимание. Похоронив Анфусу, Иоанн стал монахом, а потом прославился как один из величайших христианских епископов и богословов, как составитель чина литургии. Уже более 16 веков совершается это церковное богослужение, которое носит имя Иоанна Златоуста. И хотя существует ещё чин литургии Василия Великого и литургии апостола Иакова, но именно литургия Иоанна Златоуста служится чаще всего.
Церковь почитает сына Анфусы в лике святых. Сам Иоанн Златоуст всегда чувствовал удивительную силу заботы и молитвы своей матери до конца своих дней был благодарен ей самоотверженный подвиг любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер