
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № У-02/158 от 15 октября 2024 года иерей Константин Кокора запрещен в служении сроком на три года.
Псалом 108. Богослужебные чтения

Как пережить те обиды, которые нам нанесли люди? Как спрятать ту боль, которая нас мучит, и остаться доброжелательным к обидчикам? Ответ на эти вопросы находим в 108-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, которому окружающие люди доставили сильные страдания. И это не просто рядовая жалоба к Богу. Добрая часть псалма — это список проклятий, которые автор просит Бога обрушить на головы своих обидчиков и их семей. В этих проклятиях столько желчи, ярости и мстительности, что невольно задаёшь себе вопрос, а человек вообще понимает, что говорит? Как вообще может быть совместимо такое настроение и молитва? Да ещё и Бога человек пытается втянуть в свою одержимость.
На самом же деле, подобная реакция с нашей стороны обличает нас, а не автора псалма. Ведь нередко Бог, который живёт в нашем уме, это Тот, к Кому можно идти только если ты гладко выбрит, хорошо почистил зубы, надел чистую рубашку, наглаженные брюки, аккуратно уложил волосы. Только такой хороший мальчик или девочка приятны Творцу. Я так хочу быть отличником в Его и своих глазах, что часто заставляю себя скрывать то, что рвётся из меня наружу: неприязнь к людям, обиды, злопамятство, гнев, ненависть, боль. Я всячески стараюсь скрыть всё это и от Бога, и от себя. Потому что я просто не знаю, что делать со всем этим.
А здесь, в псалме, никто и ничего не скрывает. Псалмопевец признаёт свою боль и погружается в неё. И из этой темноты он вопит ко Творцу. Вопит как может, как получается. Ведь только Господь может вытащить его из этого тёмного места. А потому перед нами не безумие. Перед нами образец глубочайшей веры и очень искренних отношений с Творцом. Для псалмопевца Бог — это не Тот, к Кому он вынужден ходить на поклон раз в неделю и по праздничным дням. Давид остаётся с Богом и в повседневности, он делит с ним самые тяжёлые и невыносимые свои состояния.
Как именно Бог среагировал на вопли Давида, псалом нам не рассказывает. Если бы Бог карал наших обидчиков по всякой нашей просьбе, земля давно превратилась бы в пустыню. Но известно наверняка, что псалмопевец в точности исполнил заповедь Христа. В Евангелии Спаситель заповедует: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Другими словами, Господь словно говорит нам: «не высыпайте свою боль и всю свою грязь на головы других людей, не пытайтесь подавить этот негатив в себе и прикинуться, что всё нормально, ничего не происходит. Лучшее, что вы можете сделать, увидеть эту тьму, признать, что это ваше, и в молитве отдать Мне. Пусть даже эта молитва будет диким криком. Я за этим и пришёл, чтобы взять на Себя грех мира». И будем уверены, если приучим себя поступать по этой заповеди, постепенно наша душа станет чистой от всякого зла, она наполнится светом благодати, в неё придут мир, покой и любовь.
Псалом 108. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 108. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 108. На струнах Псалтири
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие,- оно и придет на него; не восхотел благословения,- оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема