Адрес храма Николая Чудотворца в Подкопаях при Александрийском подворье:
Москва, Подкопаевский пер., 15/9.
Схема проезда:
Контакты:
Москва, Подкопаевский пер., 15/9,
+7 (903) 228-14-29.
Адрес сайта: http://hram-podkopai.ru/
Эта Церковь Николая Чудотворца – а их в Москве мно-о-о-го! - расположена на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади. И известна с 1493 года…
Но сегодня мне хочется отступить от обычного изложения истории церкви. Расскажу я вам одну из легенд, с нею связанных… Чем-то зацепила меня эта легенда… Не знаю – чем, но зацепила…
В храме находилась почитаемая икона Святителя Николая. Церковным же старостою был богатый купец, каждый день читавший перед иконою молитвы. И как-то не повезло купцу – разорился. Загоревал купец и стал призывать на помощь Николая Угодника.
И вот как-то ночью явился купцу во сне Святитель Николай. И говорит, де, я тебе помочь пришел. Возьми с иконы моей ризу драгоценную да продай. А как дела наладятся – ты снова мне точно такую же ризу сделай да на место верни.
Купец, натурально, проснулся – и в слезы. Мол, не могу я украсть. Не был я вором никогда.
Но и на вторую ночь во сне Чудотворец явился. И на третью. Да и сказал: «Воровства тут нету. Икона моя – стало быть, и хозяин ризе драгоценной тоже я. Вот и делай, как велю!»
Купец обратно с вопросом – а как снять-то ризу? Там же люди! А Чудотворец ему, мол, ты ночью под стеною лаз подкопай, да ризу-то и сними.
Делать нечего, купец поступил как велено. И странно – вроде как украл ризу из храма, а шуму по этому случаю не поднялось.
Ладно. Выручил купец денег за драгоценную ризу, и торговлишка враз хорошо пошла, и снова купец в былую силу вернулся.
Деньжат накопил да ризу новую – точную копию старой – сделал.
Пришел в храм. Желаю – говорит – ризу на икону поставить. Батюшка ему – мол, есть риза-то. А купец уперся – мол, таково мое усердие.
Ладно. Раз такое дело, примерил мастер новую ризу аккурат поверх старой. И подошла она тютелька в тютельку.
Ну, купец – такое дело – перед батюшкой и перед народом всю историю возьми да и расскажи.
А ему не верят. Тут купец и говорит, что, дескать, ежели не верите – снимайте новую ризу! Сняли ее, а под нею той, первой-то ризы и нету…
Вот такая вот история…
Правда ли – нет ли – только с того времени церковь эту стали называть Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях…
А выводы… Может быть – неисповедимы пути Господни? Впрочем, думайте сами…
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях…
Подкопаевский переулок, 15/9.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема