Адрес храма Николая Чудотворца в Подкопаях при Александрийском подворье:
Москва, Подкопаевский пер., 15/9.
Схема проезда:
Контакты:
Москва, Подкопаевский пер., 15/9,
+7 (903) 228-14-29.
Адрес сайта: http://hram-podkopai.ru/
Эта Церковь Николая Чудотворца – а их в Москве мно-о-о-го! - расположена на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади. И известна с 1493 года…
Но сегодня мне хочется отступить от обычного изложения истории церкви. Расскажу я вам одну из легенд, с нею связанных… Чем-то зацепила меня эта легенда… Не знаю – чем, но зацепила…
В храме находилась почитаемая икона Святителя Николая. Церковным же старостою был богатый купец, каждый день читавший перед иконою молитвы. И как-то не повезло купцу – разорился. Загоревал купец и стал призывать на помощь Николая Угодника.
И вот как-то ночью явился купцу во сне Святитель Николай. И говорит, де, я тебе помочь пришел. Возьми с иконы моей ризу драгоценную да продай. А как дела наладятся – ты снова мне точно такую же ризу сделай да на место верни.
Купец, натурально, проснулся – и в слезы. Мол, не могу я украсть. Не был я вором никогда.
Но и на вторую ночь во сне Чудотворец явился. И на третью. Да и сказал: «Воровства тут нету. Икона моя – стало быть, и хозяин ризе драгоценной тоже я. Вот и делай, как велю!»
Купец обратно с вопросом – а как снять-то ризу? Там же люди! А Чудотворец ему, мол, ты ночью под стеною лаз подкопай, да ризу-то и сними.
Делать нечего, купец поступил как велено. И странно – вроде как украл ризу из храма, а шуму по этому случаю не поднялось.
Ладно. Выручил купец денег за драгоценную ризу, и торговлишка враз хорошо пошла, и снова купец в былую силу вернулся.
Деньжат накопил да ризу новую – точную копию старой – сделал.
Пришел в храм. Желаю – говорит – ризу на икону поставить. Батюшка ему – мол, есть риза-то. А купец уперся – мол, таково мое усердие.
Ладно. Раз такое дело, примерил мастер новую ризу аккурат поверх старой. И подошла она тютелька в тютельку.
Ну, купец – такое дело – перед батюшкой и перед народом всю историю возьми да и расскажи.
А ему не верят. Тут купец и говорит, что, дескать, ежели не верите – снимайте новую ризу! Сняли ее, а под нею той, первой-то ризы и нету…
Вот такая вот история…
Правда ли – нет ли – только с того времени церковь эту стали называть Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях…
А выводы… Может быть – неисповедимы пути Господни? Впрочем, думайте сами…
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях…
Подкопаевский переулок, 15/9.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья