25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, в провинции Таррагона в Каталонии родился выдающийся каталонский архитектор Антонио Пласидо Гильем Гауди-и-Корнет, известный всему миру просто как Антонио Гауди.
Гауди украсил столицу Каталонии, Барселону, многими удивительными постройками, которые отличает неповторимый сказочный стиль. В его творчестве сочетаются элементы готики и обращения к природному миру. Жители Барселоны чрезвычайно гордятся этими зданиями и их фотографии обязательно присутствуют в любом туристическом путеводителе.
Но более всего Гауди прославлен своим шедевром, который строил долгие 43 года своей жизни, и который был достроен уже после его кончины - Храмом Святого Семейства, Саграда Фамилиа. Множество туристов съезжаются со всего мира, чтобы войти под его своды. Это одно из самых знаменитых зданий в мире.
Люди с изумлением входят в таинственный лес древовидных колонн, залитый светом из разноцветных витражей, расположенных на разной высоте. Посетители из самых разных стран, самых разных взглядов, верующие и атеисты, христиане и буддисты - испытывают глубокое эстетическое потрясение.
Потрясение, которое ставит всех нас перед тайной гениальности. Почему некоторые люди могут создавать красоту, которая глубоко поражает их потомков? Многие хотели бы обладать такой способностью — и, наверняка, архитектор, способный построить столь же великолепное здание торгового центра, или банка, или штаб квартиры известной корпорации, обеспечил бы себя до конца своих дней — да и своих потомков.
Но здания торговых или деловых центров могут быть функциональными, привлекательными, удобными — но они никогда не вызывают благоговейного изумления перед тайной творчества. Почему? Их делают профессиональные, умелые, добросовестные люди, которые честно отрабатывают свои зарплаты. Они трудятся, чтобы кормить свои семьи, и сделать жизнь своих ближних более удобной. Все это хорошо — но мы еще не видели ни одного гениального строителя торговых центров. В чем же причина? В мотивах работы.
Гауди считал самым важным в своей жизни прославление Бога. Он хотел воздать славу Господу и обратить к Нему сердца сограждан. Он был ревностным христианином — и он знал, чему должен служить талант. Храм — это огромное, сложное, символическое послание, книга и симфония в камне, которая проповедует Христа, воплотившегося ради нашего спасения, распятого, воскресшего и паки грядущего.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема








