22 Сентября 1839 года в Москве состоялась закладка Храма Христа Спасителя в память об Отечественной войне 1812 года. В двенадцатом году наша страна подверглась нашествию «дванадесяти языков» — войск почти со всей Европы, выступавших под водительством прославленного полководца, императора Франции Наполеона. 600-тысячная, невероятно огромная по тем временам армия, перешла русскую границу, чтобы нанести России сокрушительное поражение. Ее ядро составляли опытные, прекрасно вооруженные французские войска, одерживавшие победу за победой.
Но произошло неожиданное — нашествие кончилось полным разгромом захватчиков.
В память об этой победе было решено воздвигнуть Храм. Строить Церкви в благодарность за помощь Божию — старая русская традиция. Такие Церкви назывались «обетными», от слова «обет» — торжественное обещание.
Нам важно понимать, почему памятником победе над Наполеоном должен был стать именно храм. Православная вера учит, что в истории действует промысел Божий. Во всех событиях истории — малых и великих, древних и недавних — совершается Божий замысел, которых охватывает все эпохи и страны.
Бог наделяет историю нравственным и спасительным смыслом. Значительную часть Библии составляют исторические хроники, которые раскрывают действия Господа — Его руководство, Его спасение, Его грозный суд — в истории ветхозаветного народа Божия.
Бог сотворил мир и поддерживает его в бытии; после того, как человек отпал от Бога в грех, и в мир вошло зло, смерть и страдание, Бог трудится над спасением мира и людей. Главными событиями в этой истории спасения являются, конечно, события земной жизни, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Но Божий промысел не исчерпывается ими — он охватывает проповедь Благой Вести Апостолами, создание Церкви, распространение православной веры среди некогда языческих народов, все события в их жизни.
Такой библейский взгляд на историю был усвоен христианскими народами, в частности русским. Это не было простым подражанием библейским авторам, но вытекало из христианской картины мира, в которой Бог действует внутри человеческой истории, направляя ее к предначертанной Им цели, когда Его замысел осуществится и, как говорит библейский пророк, «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море», а спасенные войдут в блаженную «жизнь будущего века».
Поэтому русские люди видели в избавлении России от нашествия Наполеона Божий промысел, и именно к Богу обращались с благодарностью за спасение России.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов