22 Сентября 1839 года в Москве состоялась закладка Храма Христа Спасителя в память об Отечественной войне 1812 года. В двенадцатом году наша страна подверглась нашествию «дванадесяти языков» — войск почти со всей Европы, выступавших под водительством прославленного полководца, императора Франции Наполеона. 600-тысячная, невероятно огромная по тем временам армия, перешла русскую границу, чтобы нанести России сокрушительное поражение. Ее ядро составляли опытные, прекрасно вооруженные французские войска, одерживавшие победу за победой.
Но произошло неожиданное — нашествие кончилось полным разгромом захватчиков.
В память об этой победе было решено воздвигнуть Храм. Строить Церкви в благодарность за помощь Божию — старая русская традиция. Такие Церкви назывались «обетными», от слова «обет» — торжественное обещание.
Нам важно понимать, почему памятником победе над Наполеоном должен был стать именно храм. Православная вера учит, что в истории действует промысел Божий. Во всех событиях истории — малых и великих, древних и недавних — совершается Божий замысел, которых охватывает все эпохи и страны.
Бог наделяет историю нравственным и спасительным смыслом. Значительную часть Библии составляют исторические хроники, которые раскрывают действия Господа — Его руководство, Его спасение, Его грозный суд — в истории ветхозаветного народа Божия.
Бог сотворил мир и поддерживает его в бытии; после того, как человек отпал от Бога в грех, и в мир вошло зло, смерть и страдание, Бог трудится над спасением мира и людей. Главными событиями в этой истории спасения являются, конечно, события земной жизни, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Но Божий промысел не исчерпывается ими — он охватывает проповедь Благой Вести Апостолами, создание Церкви, распространение православной веры среди некогда языческих народов, все события в их жизни.
Такой библейский взгляд на историю был усвоен христианскими народами, в частности русским. Это не было простым подражанием библейским авторам, но вытекало из христианской картины мира, в которой Бог действует внутри человеческой истории, направляя ее к предначертанной Им цели, когда Его замысел осуществится и, как говорит библейский пророк, «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море», а спасенные войдут в блаженную «жизнь будущего века».
Поэтому русские люди видели в избавлении России от нашествия Наполеона Божий промысел, и именно к Богу обращались с благодарностью за спасение России.
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с инвалидностью». Вероника Леонтьева
Гостьей программы «Делатели» была руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности Вероника Леонтьева.
Наша гостья рассказала о том, что побудило её круто изменить жизнь и из прибыльной сферы деятельности уйти в благотворительность, как такой поворот связан с приходом к вере, а также как она начинала свой путь помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и с какими сложностями и радостями при этом пришлось столкнуться.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.