
Сегодня 20 марта. День памяти херсонесских Священномучеников Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора, живших в четвертом веке.
Об их почитании — священник Августин Соколовски.
В те древние времена на территории Крыма существовало античное Боспорское царство, получившее свое имя от Боспора Кимерийского, как тогда назывался современный Керченский пролив. На рубеже III-IV веков это государство находилось под протекторатом Римской империи. Епископ Элии Капитолины, как тогда назывался Иерусалим, направил в Крым миссию. Это была эпоха преследований Диоклетиана. Желая угодить своему римскому властелину, чтобы получить помощь в охране границ своего ослабленного обстоятельствами времени государства, правитель Боспора Радамсад по примеру своих предшественников последовательно казнил проповедников. Так в разные годы пострадали за Христа херсонесские мученики. В честь священномученика Евгения Херсонесского получил свое монашеское имя митрополит эстонский Евгений, который до своего избрания на кафедру без малого 24 года был ректором Московской духовной академии. Владыка Евгений был наставником и руководителем великого числа пастырей нашей церкви, будущих священников, многих из которых он сам лично рукоположил. Празднование памяти Собора херсонесских мучеников в академии было великопостным и созерцательно торжественным. Мы, будучи студентами духовных школ, знали о том, что именно мученик Евгений был небесным покровителем нашего ректора и молитвенно призывали ходатайство этих древних крымских святых с просьбой о помощи в духовном возрастании. Таинственным промыслом Бога священномученик Евгений Херсонесский и другие его собратья-мученики стали небесными покровителями учащихся в стенах Лавры преподобного Сергия. Такое явное преемство между христианизацией Крыма в древности и духовным возрождением русской церкви в наши времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







