15 июля 1606 года (по некоторым данным-1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене, в Нидерландах, родился Рембрандт ван Рейн, один из величайших живописцев мира. С детства он проявлял интерес к живописи, и в тринадцать лет его отдали учиться к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
Постепенно формируется уникальный стиль художника, и, после того, как в 1631 году он переезжает в Амстердам, к нему приходит успех. Он создает множество портретов — в том числе, знаменитый групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа».
Он вступает в брак с дочерью бургомистра Леувардена Саскией ван Эйленбюрх, и это вводит его в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал ее отец. Он получает множество выгодных заказов, приобретает прекрасный особняк и заполняет его произведениями искусства.
В 1642 году Рембрандт получает заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетеров для нового здания Стрелкового общества — и создает знаменитую картину «Ночной Дозор». Новаторское изображение офицеров — в движении, как будто только что получивших сигнал тревоги — не понравилось современникам, но в наши дни эта картина считается одним из лучших произведений художника.
Однако начиная с 1640 годов Рембранта начинают преследовать неудачи. Его благосостояние постепенно приходит в упадок: живописная манера выходит из моды, и от него отворачиваются заказчики. Умирает жена. Художник, которого преследуют кредиторы, перебирается из особняка на окраину Амстердама, где и работает до конца своей жизни. Именно в это время невзгод он создает наиболее удивительные свои портреты, на которых появляются уже не богатые и знатные, но безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно самому художнику прошел через горести и испытания.
Но самое известное произведение Рембранта — это «Возвращение блудного Сына». Картина, была приобретена в 1766 году Императрицей Екатериной Великой и сейчас находится в Эрмитаже.
Картина отражает духовный путь самого художника — в молодости, в пору успеха, Рембрандт сам был похож на «блудного сына»: он был заносчив, высокомерен, склонен к мотовству и плотским удовольствиям. Но через годы страданий и неудач он обретает жажду вернуться в Отчий Дом.
На картине мы видим бритого, как каторжник, молодого человека в одеждах, которые когда-то были дорогими, но теперь висят лохмотьями, в развалившейся обуви. Он смиренно стоит на коленях перед отцом, и руки отца опускаются ему на плечи в жесте, выражающем бесконечное принятие и прощение.
Это история самого Рембранта — и это история каждого из нас, поэтому нас так глубоко трогает эта картина. В глубине сердца мы носим жажду — даже когда не хотим себе в этом признаться — в принятии, в прощении, в обретении вечного Дома, где нас примут — и примут навсегда.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема