15 июля 1606 года (по некоторым данным-1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене, в Нидерландах, родился Рембрандт ван Рейн, один из величайших живописцев мира. С детства он проявлял интерес к живописи, и в тринадцать лет его отдали учиться к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
Постепенно формируется уникальный стиль художника, и, после того, как в 1631 году он переезжает в Амстердам, к нему приходит успех. Он создает множество портретов — в том числе, знаменитый групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа».
Он вступает в брак с дочерью бургомистра Леувардена Саскией ван Эйленбюрх, и это вводит его в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал ее отец. Он получает множество выгодных заказов, приобретает прекрасный особняк и заполняет его произведениями искусства.
В 1642 году Рембрандт получает заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетеров для нового здания Стрелкового общества — и создает знаменитую картину «Ночной Дозор». Новаторское изображение офицеров — в движении, как будто только что получивших сигнал тревоги — не понравилось современникам, но в наши дни эта картина считается одним из лучших произведений художника.
Однако начиная с 1640 годов Рембранта начинают преследовать неудачи. Его благосостояние постепенно приходит в упадок: живописная манера выходит из моды, и от него отворачиваются заказчики. Умирает жена. Художник, которого преследуют кредиторы, перебирается из особняка на окраину Амстердама, где и работает до конца своей жизни. Именно в это время невзгод он создает наиболее удивительные свои портреты, на которых появляются уже не богатые и знатные, но безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно самому художнику прошел через горести и испытания.
Но самое известное произведение Рембранта — это «Возвращение блудного Сына». Картина, была приобретена в 1766 году Императрицей Екатериной Великой и сейчас находится в Эрмитаже.
Картина отражает духовный путь самого художника — в молодости, в пору успеха, Рембрандт сам был похож на «блудного сына»: он был заносчив, высокомерен, склонен к мотовству и плотским удовольствиям. Но через годы страданий и неудач он обретает жажду вернуться в Отчий Дом.
На картине мы видим бритого, как каторжник, молодого человека в одеждах, которые когда-то были дорогими, но теперь висят лохмотьями, в развалившейся обуви. Он смиренно стоит на коленях перед отцом, и руки отца опускаются ему на плечи в жесте, выражающем бесконечное принятие и прощение.
Это история самого Рембранта — и это история каждого из нас, поэтому нас так глубоко трогает эта картина. В глубине сердца мы носим жажду — даже когда не хотим себе в этом признаться — в принятии, в прощении, в обретении вечного Дома, где нас примут — и примут навсегда.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.