
Сегодня 14 апреля. Церковь чтит память преподобного Варсонофия Оптинского. Он учил: «Под словом „мир“ подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру вне мира».
О разных понятиях «мира» — протоиерей Дионисий Крюков.
Дорога жизни блокадного Ленинграда

Фото: PxHere
Осенью 1941 года Ленинград оказался окружён фашистскими захватчиками. Долгие восемьсот семьдесят два дня жители города были замкнуты в кольцо блокады. И всё это время немцы бомбили заводы, склады с продовольствием и боеприпасами. Почти сразу же городские запасы подошли к концу и начался голод. Возможностью эвакуировать беженцев или завозить продовольствие и боеприпасы стал путь по воде через озеро Ладога. Но такие перевозки были возможны лишь до морозов. Поэтому ледовая служба Балтийского флота разработала транспортный маршрут через лёд, который сковывал озеро на зимнее время. Он получил название «Военно-автомобильной дороги № 101». 20 ноября 1941 года из деревни Коккорево, находившейся за пределами блокадного кольца на южном берегу озера, отправили конные повозки с провиантом, которые доставили на противоположный берег первые тонны муки. Так мыс Осиновец, куда начали привозить запасы, получил среди жителей блокадного города новое название — «Мыса надежды», а ледовый маршрут через озеро стали называть «Дорогой жизни».
После успешной доставки первой партии провианта, по льду пустили полуторки — грузовые машины, на которых в Ленинград везли продовольствие, медикаменты, снаряды и топливо. Пересечение ледового отрезка в 30 километров зачастую становилось для шофёров настоящим испытанием, ценой которого была жизнь блокадного города. Машины подвергались постоянному обстрелу вражеских самолётов, но с берегов их защищали системы противовоздушной обороны. Водитель Леонид Баркович вспоминал: «Противник, отлично знавший трассу, всё равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ».
Вражеские обстрелы не были единственной опасностью на Дороге жизни. Тяжёлые машины десятками проваливались под лёд или попадали в полынью. Чтобы этого не происходило, учёный ленинградского физтеха Наум Рейнов создал прогибограф — прибор для измерения колебаний льда. Благодаря новому изобретению учёные смогли разработать систему движения транспорта по замерзшему Ладожскому озеру, с учетом колебаний волн под ледовым покровом, и машины перестали тонуть. Теперь полуторки двигались по льду с дистанцией около ста метров друг от друга и скоростью не более 30 километров в час. А дорогу через белую гладь им указывали девушки-регулировщицы, которые холодными днями и ночами дежурили на льду с яркими красными флажками или фонарями.
Каждый день работники Дороги жизни совершали подвиг ради жителей города. На обратном пути из Ленинграда на полуторках эвакуировали детей, вывозили раненых и больных, а ещё снаряды для фронта, которые изготавливали на городских заводах, почту и даже предметы искусства. Например, мозаики из смальты, которые украшают станцию метро «Новокузнецкая» в Москве, были созданы в блокадном городе мастером Владимиром Фроловым. Он отправлял их в столицу частями по Дороге жизни. Художник успел завершить работу над мозаиками и умер от голода зимой 1942-го.
27 января 1944 года блокада города была полностью снята, но жители Ленинграда навсегда запомнили подвиг работников ледовой дороги, спасших тысячи людей. Сейчас неподалёку от города Всеволжска, где когда-то находился десятый километр Дороги жизни, можно увидеть памятник полуторке и её водителям, благодаря мужеству которых дорога через лёд Ладоги стала настоящей артерией жизни блокадного города.
Все выпуски программы Открываем историю
Всероссийская промышленная выставка 1896 года
В мае 1896 года городские площади и улицы Нижнего Новгорода были переполнены людьми. К пристаням подходили речные суда, а пролётки развозили пребывающих гостей со всей России и других стран. В городе начиналась XVI Всероссийская промышленная выставка, на которой демонстрировали главные достижения техники, изобразительного и прикладного искусства всей страны.
Подобные выставки проводились в России с 1828 года в Петербурге, Москве и Варшаве, но впервые в истории масштабное мероприятие было решено устроить в Нижнем Новгороде – большом торговом городе на слиянии рек Оки и Волги. Средства на выставку выделил император Николай II и частные меценаты.
На левом берегу реки Оки, где сейчас находится Парк имени Первого Мая, соорудили более двухсот павильонов для демонстрации достижений в различных промысловых и промышленных отраслях, а над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники своего времени. Так павильон Крайнего Севера, посвящённый достижениям в промышленном освоении далёких земель, был создан по проекту художника Константина Коровина. Постройка напоминала рыболовецкие дома Мурманского побережья. Внутри её украшали десять панно о жизни Крайнего севера, специально написанные художником. По проекту архитектора Александра Померанцева из стекла и металла был выстроен грандиозный павильон Машинного отделения, где демонстрировались достижения в технической отрасли. Кроме постройки специальных павильонов в Нижнем Новгороде запустили первый электрический трамвай и подъёмник, для перемещения гостей в гору.
Торжественное открытие выставки состоялось 9 июня и началось с молебна в соборе Нижегородского Кремля. Репортёр Леонид Колотилов, кстати приехавший из Петербурга на велосипеде, отмечал в своих «Записках туриста»: «<…>Выставка, устроенная в Нижнем Новгороде, является самою грандиозною, колоссальнейшей из всех бывших прежде в России выставок».
Все павильоны были разделены на двадцать отделов, посвящённых разным тематическим отраслям: сельскому хозяйству, металлургии, рыбным промыслам, военному делу и другим. В павильонах посетители могли не только увидеть изобретения и интересные экспонаты, но и послушать лекции экспертов. Например, об использовании химических удобрений в сельском хозяйстве в одном из павильонов рассказывал учёный Дмитрий Менделеев. Он так вспоминал о своём участии в мероприятии: «Счастлив уже тем, что дожил до Нижегородской выставки, и верю в то, что наши дети увидят Всероссийскую, которая будет иметь значение Всемирной, где русский гений реально встанет не в уровень, а впереди своего века».
В течение трёх дней с 17 июля на выставке присутствовал император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна. Они ознакомились с первым русским автомобилем, который был произведён в Петербурге на заводе Евгения Яковлева (где создали двигатель) и на фабрике Петра Фрезе (где собрали корпус и ходовую часть).
За четыре месяца работы XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки с отечественными достижениями познакомились около одного миллиона человек. Она стала яркой вспышкой в истории дореволюционной России и послужила толчком к будущим масштабным техническим открытиям.
Все выпуски программы Открываем историю
Анри Матисс в России
Осенью 1911 года заголовки российских газет пестрели сообщениями о том, что в Россию приехал французский художник Анри Матисс — основоположник фовизма, нового стиля в живописи, который появился во Франции в начале XX века. Полотна, созданные в этом стиле, отличались особо яркой палитрой и упрощением формы изображаемых предметов. Ценителем нового направления был русский купец, благотворитель и коллекционер, Сергей Щукин. За годы общения с Матиссом он приобрёл у художника 37 работ, которые разместил в своём особняке в Большом Знаменском переулке в Москве. По его приглашению в 1911 году Анри Матисс приехал в Россию.
В Москве художник познакомился с собраниями картин в домах местных коллекционеров. Но особенно его поразили древнерусские иконы, которые он увидел в доме попечителя Третьяковской галереи, Ильи ОстроУхова. В письмах Ильи Семёновича сохранились воспоминания о визите французского художника: «Надо было видеть его восторг от икон! Он буквально весь вечер не отходил от них <...> В конце концов заявил, что из-за <...> икон стоило ему приехать и из более далекого города, чем Париж». Древнерусские иконы из собрания Третьяковской галереи также произвели на французского художника неизгладимое впечатление. Сергей Щукин пересказывал слова французского гостя, после двух часов, проведённых среди древних святынь: «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли несколько веков назад. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас».
Кроме художественных экспозиций Матисс посетил Кремль с его старинными величественными соборами, побывал в Новодевичьем монастыре и на Рогожском старообрядческом кладбище. Специально для иностранного гостя был устроен концерт синодальных певчих. В интервью «Русским ведомостям» художник сказал: «Ваши соборы прекрасны, величественны. <...> Кремль, некоторые уголки Москвы, остатки древнерусского искусства — редкие по своей красоте...».
С собой во Францию Матисс увёз несколько икон, русский фарфор и другие подарки, но главное, впечатления о глубине и красоте русского искусства.
Благодаря отечественным коллекционерам сейчас в России находится одно из самых больших собраний картин Анри Матисса. Часть полотен представлена в петербургском Эрмитаже, а в Москве с картинами Матисса можно познакомиться в музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина.
Все выпуски программы Открываем историю











