Сегодня 11 декабря. В день памяти священномученика Серафима Чичагова, митрополита Петроградского за богослужением читается отрывок из Евангелия от Матфея, где есть такие слова: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое».
О родственных узах и отношении ко Христу, — протоиерей Владимир Быстрый.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 57. Богослужебные чтения
Человеку, много потрудившемуся над каким-то важным делом, сложно и больно наблюдать за тем, как это дело разрушают. Особенно, когда ничего сделать он не в состоянии, никак не может воспрепятствовать разрушению. В таком положении однажды оказался царь и пророк Давид. И свою боль он излил в псалме, известном теперь под номером 57. Этот псалом читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Псалом 57-й был написан царём Давидом накануне бунта его сына Авессалома. Пророк уже понимал, к чему идёт дело, видел, как на сторону бунтовщика переходят чиновники, военные. Эти люди заботились не о нуждах страны, а о своей собственной выгоде. И полагали, видимо, что Давид уже немолод и не сможет противостоять Авессалому. Законный царь, глядя на происходящее, горевал. Но ничего сделать не мог, так как опасался спровоцировать гражданскую войну. Давид молился Богу и просил Его о помощи.
В адрес тех, кто фактически стал предателями, царь задаётся вопросом: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле». Давид с сожалением отмечает, что попал в окружение бессовестных, злых людей. Они когда-то успешно играли роли добропорядочных помощников, но теперь явили свои настоящие лица. Давид сравнивает бунтовщиков с ядовитым аспидом — опасной и хитрой змеёй. И пишет: «Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях».
Конечно, царь Давид был человеком ветхозаветным. В том смысле, что ему были чужды христианские представления о милосердии. Потому и просит он Господа наказать заговорщиков. Наказать, надо сказать, самым жестоким образом. Он пишет, в частности: «Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные». И, конечно, совсем по-ветхозаветному выглядят следующие слова: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Надо сказать, что впоследствии царь Давид рассуждал уже не так сурово. Он понял следующую вещь — чтобы бунт прекратился, его сын Авессалом должен быть убит. И одно дело в порыве чувств желать наказания абстрактному противнику, и совершенно иное — понимать, что лишиться жизни может твой любимый сын и наследник. Когда Давид всё это осознал, он стал просить у Бога не жестокой расправы над бунтовщиками, а их вразумления. И сам он, не желая устраивать гражданской войны, удалился в изгнание — скитался, избегая прямого военного столкновения с войсками Авессалома.
Давиду, конечно, горько было видеть, как его собственный сын разрушает страну, которую он (Давид) созидал. Но ещё горше было ему поднять руку на наследника. Впоследствии царь понял, что бунт возник не на пустом месте, а потому что сам Давид не проявил должного благочестия, пошёл по пути компромисса со грехом. И тогда возмущение в сердце пророка сменилось искренним покаянием. Давайте же и мы не будем рубить сплеча, поддаваясь эмоциям. Даже если разрушается то, что нам очень дорого. Давайте сначала разберёмся, почему всё именно так случилось. И если обнаружим собственную неправоту, постараемся её поскорее исправить. Потому что начинать что-либо чинить и исправлять нужно обязательно с себя и только с себя.
Псалом 57. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 57. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послания апостола Павла как правило имеют общую структуру, в начале каждого из посланий мы можем найти указание на автора — то есть на самого апостола, а также упоминание адресата. После этого идёт приветствие, больше похожее на возвышенный богословский гимн, и потому представляющее интерес вне связи с основным содержанием послания. Начало Послания апостола Павла к Колоссянам не является исключением: в нём мы видим все упомянутые части, и именно они звучат сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем эти взятые из 1-й главы павлова Послания к Колоссянам слова.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью
Как и любое другое апостольское послание, Послание к Колоссянам не было написано ради развлечения его автора или же адресатов. У появления послания были весомые предпосылки: в среду христиан Колосс проникло некое лжеучение, и апостол должен был отреагировать, дабы искоренить эту ересь, которая, как полагают исследователи, относилась к разряду гностических, т.е. к тем ересям, которые полагали, что личное духовное знание, гнозис, выше всего прочего. Однако, если анализировать лишь прозвучавший только что отрывок Послания к Колоссянам, то невозможно предположить, что далее пойдёт речь об искоренении заблуждений адресатов послания, ведь сейчас мы услышали возвышенную похвалу тем, кому апостол направил свои слова.
Это может нас удивить и заставить заподозрить, что Павел использовал такие слова лишь для того, чтобы с первых строк послания расположить христиан Колосс к себе и преподаваемому им учению. Возможно, что отчасти это так и есть.
Вместе с этим стоит учитывать и ещё одно важное обстоятельство: заблуждения сами по себе не лишают человека его человеческого достоинства, а христианина они не делают отверженным от Христа. Заблуждения становятся преткновением тогда, когда человек упорствует и отказывается признавать свою ошибку. Очевидно, у апостола Павла не было оснований подозревать своих адресатов в злонамеренности, а потому он обращается к ним как к «святым и верным братиям во Христе Иисусе».
Мы с вами привыкли, что слово «святые» можно относить лишь к тем людям, которые прославлены Церковью и чьи лики изображаются на иконах с нимбами. Однако так было не всегда, и в Древней Церкви слово «святые» было совершенно нормативным для обращения христиан друг к другу. Говоря так, христиане вовсе не подразумевали безгрешность и безошибочность друг друга. В это слово они вкладывали факт собственного отклика на призывающий глас Божий. Бог изъял их из мира, сделал их инаковыми, и эту отделённость они подразумевали под словом «святые». Любопытно, что даже заблуждения ничего в этом смысле не меняли. До той поры, пока люди сознательно не начинали бороться с истиной, они оставались святыми. Святыми они оставались и тогда, когда им случалось впасть в тот или иной грех, опять же, в том лишь случае, если они не костенели в грехе, если они старались как можно быстрее очиститься от греховной скверны.
Пожалуй, нам стоит почаще обращать внимание на это самоощущение древних христиан, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), следовательно, та же и Его Церковь, а если та же Его Церковь, то и дарования Святого Духа всё те же, значит, и мы с вами отделены от мира крещением и миропомазанием, отделены церковными таинствами, и не стоит забывать о своей отделённости, потому как она способна предостеречь нас от многих грехов и она же способна привлечь нас к искреннему покаянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







