Выражение «Яко овца идти на заклание» иносказательно означает быть жертвой. «На заклание» – то есть на погибель.
В пророческом слове Исаии об искупительной жертве Сына Божьего сказано: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца, ведомого на заклание. Образ жертвенного агнца взят пророком не случайно. Он из повседневной жизни иудеев. Агнцами были ягнята или козлята. Иудеи их приносили в дар Богу.
Считалось, что кровь жертвенного животного очищает от грехов. Об однолетнем агнце, который «должен быть без порока», то есть – без изъяна, говорится в Ветхом Завете, в Книге Исход и называется «пасхальной жертвой Господу».
Слова из Книги Пророка Исаии «Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен…» священник читает на проскомидии, приготовляя Агнец –просфору для последующего Причащения.
Агнцем непорочным и чистым называют Иисуса Христа за глубочайшее смирение, незлобие и кротость, за великую жертвенность. «Вот Агнец Божий, Kоторый берет на Себя грех мира» - говорится в Евангелии от Иоанна.
В пророческих книгах, «агнец, ведомый на заклание» встречается еще у пророка Иеремии.
«А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось»
Пророк описывает обстоятельства, с которыми он столкнулся, придя со словом о Боге, в свой родной город Анафоф. Жители, не пожелавшие слушать Иеремию, свою вражду выразили в заговоре против него. Пророк, понимая опасность ситуации, сравнивает себя с невинным, послушным и смиренным животным, которого ведут на заклание. И только предостережение, полученное Иеремией от Бога, спасает ему жизнь.
В выражении – «яко овца на заклание идти» характеристика агнца – кроткого и послушного животного перенесена на человека, и само выражение означает добровольную жертву.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.