В преддверии Рождества Христова в Сербии принято праздновать рождество шуточное, которое часто называют также «куриным». Выпадает «куриное рождество» всегда на один и тот же день – на 2 января по новому стилю, когда Церковь совершает память святого Игнатия Богоносца. Сразу оговорюсь - какой-либо связи между святым Игнатием и традицией «куриного рождества» я не нашел. Думаю – современные сербы сами уже не знают, почему «куриное рождество» празднуется именно 2 января. Поэтому будем считать это простым совпадением.
«Куриное рождество» – экзотический праздник, появившийся именно в Сербии. Оттуда он распространился на страны бывшей Югославии и теперь с удовольствием празднуется в Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии.
«Куриное рождество» - традиция сельская. Оно и понятно. Ведь «куриное рождество» непосредственно связано с курами, а их в городах, как известно, не держат. В чем же заключается смысл праздника? Рано утром 2 января сербские селянки берут остатки пищи с хозяйского стола и досыта кормят ими домашнюю птицу. После этого накрывается щедрый, но постный стол – ведь еще идет Рождественский пост. Хозяева начинают ждать первого на тот день гостя. Ведь именно он должен стать главным героем дня.
Гостю, зашедшему первым в дом, торжественно присваивают звание «куриного помазанника». После этого «помазанник» обязан весь день провести в доме хозяев. Его усаживают на гору подушек, где он должен будет просидеть до темна, практически не двигаясь. Этим он показывает курам, как нужно спокойно сидеть и нести яйца.
За это гостя ждет щедрая награда. Его кормят и потчуют весь день. В частности, гостя поят горячей ракией (традиционной балканской настойкой)и угощают обильной постной закуской. Голодным сегодня он уже не уйдет.
Но на этом необычные ритуалы «куриного рождества» не заканчиваются. «Куриному помазаннику» приносят тыкву. Дорогой гость обязан взять эту тыкву и с размаху бросить ее на пол. Тыква при этом должна лопнуть, а ее семечки разлететься по всему дому. Делается это для того, чтобы в доме было много цыплят. Сербские селяне верят – чем больше семян тыквы разлетится по дому, тем больше цыплят появится у их кур в новом году. Если хозяйка дома вдруг заметит, что в течение года курицы стали хорошо нестись, то гостя пригласят быть «куриным помазанником» и на следующий год.
С «куриным рождеством» в Сербии связаны и другие народные поверья. Например, если в «куриное рождество» случится снег или дождь, быть всему следующему году урожайным.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о традиции «куриного рождества» в Сербии.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение