В России мы настолько привыкли к некоторым моментам церковной жизни, что думаем – точно так же, как и у нас, обстоят дела в иных православных странах. На самом, деле различия между нами и, например, православными греками имеются подчас в самых, казалось бы, простейших вопросах.
И вот вам один из наиболее ярких примеров. Православные греки не носят нательных крестов. Как же так? – спросите вы. Как можно считаться православным христианином и не носить на шее креста – видимого знака принадлежности к Церкви. Оказывается, можно.
В Греции, в отличие от России, так и не сформировалась традиция носить нательный крест. В Русской Церкви нательный крестик надевается на шею человека во время таинства крещения и носится потом всю оставшуюся жизнь. Но если внимательно посмотреть текст чина крещения, там вы не найдете никакого упоминания о том, что на шею крестившегося нужно повесить крест. Это благочестивый обычай, появившийся у нас сразу после Крещения Руси.
Ношение нательного креста стало у нас видимым выражением слов Христа - «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Но была и политическая причина. Язычество на Руси жило еще несколько веков после события Крещения, несмотря на гонения, которые на него устраивала тогдашняя власть. Ношение нательного креста было показателем – принял человек крещение или нет.
В Греции, которая стала христианской страной значительно раньше России, ситуация была несколько иной. Практически все первые христиане в Греции прошли через языческие гонения. Многим из них римские власти выжигали крест на груди в качестве наказания за верность Христу и нежелание признавать императора богом. Потом, когда гонения стали менее суровыми, греческие христиане стали подражать первым мученикам и начали делать себе татуировки на груди в виде крестов. Носить крест на шее они опасались – язычники могли сорвать его и осквернить. Традиция делать крестовую татуировку существовала недолго, и в немного измененном виде сохранилась только у коптов. Эти египетские христиане, которые, правда, в общении с Православными Церквами не состоят, до сих пор делают себе татуировку в виде креста на правой руке.
Греки же, отказавшись от изображения креста на груди, так и не приняли традицию носить крест на шее. Православные греки рассуждают так – во время крещения их, как и всех православных, крестообразно помазывали святым миром. С этого момента они несут на себе духовный крест, печать благодати, видимого подтверждения для него не требуется. Таким образом, наша и греческая традиции друг другу не противоречат и позволяют под разным углом взглянуть на подвиг христианской жизни.
Говорящий букет

Фото: PxHere
Жил-был один бедный юноша, который приехал в столицу счастье искать. Однажды увидел он на балконе дворца девушку, затмевающую красотой полную луну, и от любви потерял покой. Да и как иначе, если красавица была единственной дочерью шаха?
Чтобы видеть её хотя бы издали, юноша устроился помощником садовника во дворец. Он согласился работать бесплатно, за одну лепёшку в день, и при этом трудился на совесть.
Каждый вечер, лишь только закат окрашивал небосвод багряным светом, дочь шаха в окружении служанок выходила в сад на прогулку. Прогулявшись, девушки присаживались на ковёр у берега ручья и весело щебетали, угощаясь фруктами и сладким шербетом. После вечерней прогулки они возвращались в свой дворец. Чтобы порадовать дочь шаха, главный садовник каждый день составлял для неё букет, и перед уходом вручал его красавице.
— Разреши мне сегодня собрать букет для дочери шаха, — сказал однажды садовнику его помощник. Он так был настойчив, что тот нехотя согласился.
Всю свою любовь вложил юноша в подарок для дочери шаха, и у него получился восхитительный букет. С поклоном главный садовник привычно преподнёс девушке цветы, и хотел было удалиться...
— Погоди, — вдруг остановила его красавица. — Раньше ты никогда не преподносил мне таких цветов! Это ты сделал букет?
Садовник побледнел и дрожащим голосом ответил:
— Нет, этот букет составил мой помощник. Я осмелился недавно взять себе в подручные одного юношу.
— Пусть отныне он всегда делает мне букеты! — сказала дочь шаха.
На следующий день садовник принёс новый и такой восхитительный букет, что девушка ахнула от изумления.
— Хотелось бы мне взглянуть на этого искусного мастера, — сказала дочь шаха. — Пусть завтра твой помощник лично преподнесёт мне букет!
Вечером юноша с букетом цветов направился к дочери шаха, сидевшей на берегу ручья. Приблизившись, он низко поклонился, вручил своей любимой цветы, и, смиренно опустив свой взгляд, отошёл в сторону.
— Какой воспитанный, красивый и деликатный юноша! — удивилась дочь шаха. — Я хочу, чтобы отныне ты всегда приносил мне цветы.
С той поры красавица каждый день получала из рук юноши искусно составленные букеты цветов, где каждый цветок был — как молчаливое признание в любви. Всё чаще дочь шаха беседовала с помощником садовника, восхищаясь его благородством и чистым сердцем. Его душа была — прекраснее всех цветов, именно о таком суженом мечтала девушка, которую не впечатляли ни богатство, ни знатность рода. А что не сделает любящий отец для счастья единственной дочери?
Недаром говорят, что красота открывает двери сердца, учтивость помогает в них войти, а любовь и верность делаются в нём хозяевами.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 87. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы знаете, что такое — абсолютный ноль температуры. Но 87-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, — тоже называют «абсолютным нулём» — только не физической, а духовной «температуры» отношений человека с Богом. Давайте послушаем.
Псалом 87.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днём вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лицо Твоё молитва моя; приклони ухо Твоё к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мёртвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключён, и не могу выйти.
10 Око моё истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо? Разве мёртвые встанут и будут славить Тебя?
12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твоё от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Почему вообще ноль, о котором мы сказали в начале программы, — очень важная единица для любых измерений? Ответ — на поверхности: ноль — это начальная точка отсчёта, исток координат. В определённом смысле ноль — это... «идеальная смерть»: нечто неизменное, абсолютное, предельное. От «нуля» уже можно оттолкнуться и двигаться дальше. Пока «нуля» нет — любые измерения, точки отсчёта будут бесконечно динамичными, подвижными — и никакой определённости не получится. Нуль — не только знак пустоты, но и универсальный маркер границы между «есть» и «нет», исходная «координата» для любой системы отсчёта, будь то числа, температура или даже смысл.
И здесь я позволю себе обратиться к... крупнейшему философу 20 века Мартину Хайдеггеру. Для него Бытие (Sein) есть сокрыто-раскрывающее явление, где Ничто — момент Entbergung («рас-кровения»): оно убирает покрывало привычного, чтобы сущие могли вспыхнуть «на просвете». Он говорит, что «Бытию „нужно“ ничто, чтобы быть просветом». Ничто у Хайдеггера — это не мрак без остатка, а событие обнажения, в котором привычная ткань сущего распускается, и сквозь прореху впервые просвечивает само бытие.
К чему я веду? И в духовной жизни человеку очень важно познакомиться непосредственно со своим «абсолютным нулём» бытия: когда всё превращается в один крик, в одну сплошную боль, в пронзающий Небеса вопль — «для чего Ты меня оставил?» И не убояться, не сбежать от этой предельной «обнажённости» — но, напротив, развернуть её навстречу молчащему Небу.
Мы знаем, что именно произошло дальше, после этого крика, на Кресте. Но без этой предельной богооставленности, пережитой Господом нашим Иисусом Христом, не было бы и исцеления человечества от всех тех зол, которые проклятьем довлели над нами с грехопадения Адама. Смерть Христа, Его «абсолютный нуль» — это фундамент, главная опора всего нашего спасения. И нам — конечно же, уже гораздо проще: когда есть такая «точка отсчёта», можно быть совершенно уверенным — ниже её уже никому опуститься не получится!..
Псалом 87. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 87. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 87. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мертвыми брошенный,- как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.
10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?
12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?
13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.