В опросе, проведённом накануне первого празднования Дня народного единства в ноябре 2005 года, около трети респондентов ответили, что четвертого ноября в России отмечается День согласия и примирения, лишь немногие собирались праздновать День народного единства и только пять процентов догадывались об исторических корнях этого праздника.
Так что же за событие страна вспоминает каждый год 4 ноября в День народного единства? Почему в 2013 году около Кремлевской стены появился памятник Патриарху Гермогену? И что на самом деле происходило в нашей столице в 1612 году? В то время на Руси царила смута. Пресеклась царская династия Рюриковичей, выдались несколько неурожайных лет, за которыми последовал голод. Страну наводнили разбойничьи шайки. Во власти царил хаос - бояре жаждали власти и интриговали. Они готовы были посадить на русский престол даже самозванца, лишь бы их собственные корыстные интересы не пострадали. Русь раздирали на части внешние враги: поляки, шведы, крымские татары. Были и те, кто понимал, что дольше так продолжаться не может.
Движение по сопротивлению врагу возглавил Патриарх Гермоген. Он пытался организовать выборы нового царя из русского рода. Но этому процессу воспротивились семь бояр, управлявших в то время страной. Они призвали на русский престол Владислава, сына польского короля. Скрепя сердце, патриарх Гермоген согласился признать его русским царём. Патриарх выдвинул условия: Владислав примет православие и выведет польские войска из России. Но поляки отказались. Тогда Гермоген обратился к русскому народу с призывом сплотиться против врагов и изгнать их из России. Патриарха бросили в темницу, но и оттуда он продолжал рассылать по стране свои воззвания. Осенью 1611 года это воззвание долго обсуждали и на земском сходе в Нижнем Новгороде. Местный староста Кузьма Минин предложил горожанам перейти от слов к делу и собрать ополчение. Горожане пожертвовали третью часть своего имущества, чтобы вооружить народное войско. Возглавить ополчение пригласили князя Дмитрия Пожарского. Весть о сборе народной армии разнеслась по стране. К ней присоединились смоляне, бежавшие из занятого врагами родного города. В Нижний Новгород пришли отряды из Казани, среди них были не только православные, но и мусульмане. С собой казанцы принесли список чудотворной иконы Божией Матери. Ополчение отправилось к столице, по пути к нему присоединялись жители других городов: вчерашние ремесленники, торговцы, крестьяне...
К концу лета 1612 года войска подошли к занятой поляками Москве. Всё ополчение три дня держало пост. Перед Казанской иконой Божией Матери служились молебны. 4 ноября врага выбили из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. На следующий день, в воскресенье, воины с крестным ходом пошли к Кремлю. Они несли на руках чудотворную Казанскую икону. Им навстречу из Кремля вышел архиепископ Арсений с другой святыней - Владимирской иконой Божией Матери. Все с благодарностью молились Пресвятой Богородице, Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование Казанской иконы Божией Матери. По старому стилю этот день приходился на 22 октября, по-новому - на 4 ноября.
В 2012 году отмечалось четыреста лет окончания Смутного времени. День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. В сентябре две тысячи четвертого Межрелигиозный совет России высказал идею об учреждении 4 ноября нового праздника - Дня народного единства. Предложение поддержал тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На митинге молодежи и общественных организаций в Саратове пункт о введении такого праздника вошёл в обращение к президенту Российской Федерации. Присоединились к инициативе и депутаты Государственной Думы. В конце декабря Дума приняла поправки к Трудовому кодексу. Так в календаре появился праздник День народного единства.
Мнения относительно точности новой даты разделились с самого начала. Учёные спорили по поводу того, стоит ли считать случившееся в этот день освобождение Китай-города освобождением всей Москвы и концом Смутного времени. Историки расходились во взглядах по вопросу датировок событий. Политики обсуждали упразднение 7 ноября, как памятной даты и видели в новом празднике попытку подменить старый.
И действительно, 7 ноября в советском календаре был главным праздником года. В этот день отмечали очередную годовщину Октябрьской социалистической революции и всегда добавляли к ней эпитет - Великая. Со временем оценка событий 17 года изменилась. И в 1996 году праздник получил иное название - День согласия и примирения. В указе Президента объяснялась причина - «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества». С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным, и стало просто памятным днём.
Члены Межрелигиозного совета России упомянули это обстоятельство, когда обосновывали необходимость введения нового праздника Дня народного единства. Они утверждали, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днём примирения и согласия, наоборот, последовавшие за ним события привели к гибели миллионов наших сограждан. А освобождение Москвы в 1612 году по-настоящему объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие.
Дата, когда отмечают День народного единства, совпадает с чтимым в Православной церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. Вряд ли это случайное совпадение. Всё чаще наши современники начинают ощущать и осмыслять религиозную основу Дня народного единства. Причём речь здесь идёт не только о священниках, но и об общественных деятелях, учёных. К примеру, член Общественной палаты России, политолог Сергей Марков выделял три уровня смыслов в праздновании Дня народного единства. И первым он называл единство всех основных религий и конфессий России. А директор Института российской истории Андрей Сахаров считает, что День народного единства символизирует и сохранённое единство страны, единство народа, и единство веры.
Сегодня Церковь чествует Казанский образ Пресвятой Богородицы. История этого праздника начинается в 1612 году, однако история самой иконы ещё более древняя. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. В ночь после бедствия девятилетней Матроне Онучиной было видение. Пресвятая Богородица открыла девочке, что под развалинами их дома находится Её чудотворный образ. Икону спрятали тайные христиане ещё во времена Казанского ханства. Поначалу Матроне никто не поверил. Чудесное явление повторилось трижды. Тогда мать отвела девочку к митрополиту Казанскому Иову. Тот прислушался к Матроне. Всё духовенство и толпа горожан отправились к дому Онучиных. Девочка сама выкопала икону. По преданию образ был необыкновенной красоты и весь сиял, словно и не лежал в земле. Митрополит Иов подал икону отцу Ермолаю, одному из самых уважаемых в городе священников. Тот высоко поднял образ над головой и отнёс его на городскую площадь, где благословил собравшийся народ.
На месте обретения чудотворной иконы через 10 лет был основан женский монастырь. Матрона Онучина приняла там монашеский постриг с именем Мавры и стала со временем настоятельницей обители.
Священник Ермолай написал специальное песнопение для церковных богослужений - тропарь Казанской иконе. Песнопение начинается со слов «Заступнице Усердная», обращённых к Деве Марии. Сегодня эти слова звучат во всех храмах Православной церкви. Через несколько лет после обретения иконы священник Ермолай принял монашеский постриг с именем Гермоген и вскоре стал митрополитом Казанским, а спустя годы - патриархом Московским и всея Руси. Он записал историю обретения иконы и свидетельства о многочисленных чудесах, которые происходили по молитвам к Богородице перед Её Казанским образом.
Почти сразу же стали создаваться списки с иконы. Историки расходятся во мнении, принёс ли отряд казанцев в 1612 году тот самый образ в народное ополчение Минина и Пожарского или это был один из таких списков.
Известно, что образ, который был с ополченцами, некоторое время находился в приходской церкви князя Дмитрия Пожарского. Потом для иконы был построен на Красной площади собор, получивший в честь неё своё название - Казанский.
В сентябре 1918 года список Казанской иконы Божией Матери украли из Казанского собора. Существует версия, что через 12 лет этот образ всё же нашёлся и был передан в Елоховский Богоявленский собор. Доподлинно неизвестно, та ли это икона, что участвовала в освобождении Москвы в 1612 году или нет, однако исследователи отмечают древность иконы, а верующие считают её чудотворной.
Своя история есть у санкт-петербуржского списка Казанской иконы. В 1710 году, по повелению императора Петра Первого, образ принесли в новую столицу. Казанская икона побывала в разное время в самых крупных городских церквях. А через 100 лет был возведён и освящен храм, достойный принять драгоценную икону - величественный Казанский кафедральный собор. Так Казанская икона Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России.
Какова же судьба найденной девочкой Матроной иконы Божией Матери? По мнению историков Церкви, она оставалась в Казани, в Богородицком монастыре. В 1904 году обитель была ограблена. Похититель забрал иконы Богородицы и Спасителя, а также деньги из свечных ящиков. Вора нашли, но он много раз менял свои показания - то утверждал, что расколол и сжёг чудотворный образ, то говорил, что продал его. Через сто лет после этих событий представители Ватикана заявили, что в личных покоях Папы Римского хранится тот самый Казанский образ. Его торжественно передали Русской Православной Церкви. Но искусствоведы после тщательной экспертизы заключили, что это список с чудотворной иконы и сделан он в середине 18 века. Сейчас переданный Ватиканом образ находится в Казани, в Крестовоздвиженской церкви, одной из немногих уцелевших построек Богородицкого монастыря.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. И не случайно. По преданию, многочисленные чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм. В Казани долгие годы велась летопись исцелений по молитвам к Богородице перед Её Казанской иконой.
А когда Смутное время закончилось и на российский престол избрали Михаила Фёдоровича Романова, Казанский образ Божией Матери стал судьбоносным и для династии Романовых, и для всей России. Накануне Полтавской битвы Пётр Великий со всей армией молился перед этой иконой, и сильнейшее в Европе шведское войско было побеждено. В 1812 году Михаил Илларионович Кутузов накануне отъезда в действующие войска молился в Казанском соборе о победе над Наполеоном. В праздник Казанской иконы Божией Матери русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после бегства из Москвы. После окончания войны донские казаки принесли в дар Казанской иконе и собору серебро, отбитое у французов. Из него был изготовлен иконостас. А сам Кутузов завещал похоронить себя в Казанском соборе, рядом с той иконой, которую великий полководец так почитал всю жизнь.
Существует предание, что в годы Второй мировой войны Антиохийскому митрополиту Илие явилась Божия Матерь. Она повелела обнести вокруг Ленинграда крестным ходом Казанскую икону Божией Матери. Затем образ должен был побывать в Москве и Сталинграде и идти с войсками до границ России. Царица Небесная также заповедала открыть в советской стране храмы, монастыри, возобновить работу семинарий. Тогда Её заступничеством Россия будет спасена. По преданию, митрополит Илия передал повеления Божией Матери советскому руководству, и всё было в точности исполнено – Казанскую икону доставили на борт самолёта, который три раза облетел вокруг Москвы, столица была спасена. Таким же образом был спасён блокадный Ленинград и одержана великая победа в Сталинградской битве.
А 4 ноября 1943 года в день праздника Казанской иконы Божией Матери советские войска освободили город Киев. Это совпадение знаменательно и вряд ли случайно. Как известно, именно здесь истоки нашего государства, здесь произошло Крещение русского народа, который избрал для себя православную веру.
В данной программе использованы материалы сайта Московской Патриархии, «Первого канала», интернет - газеты «Вести.Ru».
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын – преподобный Александр Свирский
В 1830 году в приладожском селе Мандеры построили часовню. В ней находились образа святых — преподобных Сергия и Варвары Островских и их сына — преподобного Александра Сварского. Часовня стояла на месте, где в пятнадцатом веке был дом, в котором жили Сергий и Варвара — в миру Стефан и Васса — и где у них родился сын Амос — будущий святой Александр Свирский.
Супруги считались зажиточными людьми. Они трудились, растили детей, ни в чём не нуждались и не собирались менять вполне счастливый образ жизни. Своего третьего и последнего ребёнка — Амоса они буквально вымолили у Бога. И относились к мальчику, как к дару небес и утешению в старости. Когда Амос вырос, родители стали искать ему невесту. Но юноша мечтал только об одном: он хотел уйти в монастырь. Амос строго соблюдал посты и посвящал ночи молитвам.
Однажды он познакомился с монахами из Валаамского монастыря, пришедшими в село по хозяйственным нуждам. Узнав про отдалённую обитель, расположенную на Ладожском озере, Амос был заворожён рассказами о подвижнической жизни иноков и решился уйти на Валаам. Понимая, что родители его не отпустят, юноша пошёл на хитрость: сказал отцу и матери, что идёт по делам в соседнюю деревню и просил не беспокоиться, если ему придётся задержаться. А сам преодолел 180 километров и, явившись в Валаамский монастырь, принял постриг с именем Александр.
Три года Стефан и Васса искали сына. Ходили по городам и сёлам, опрашивали людей, обещали щедрое вознаграждение тому, кто сообщит им о местонахождении Амоса. Всё было безуспешно. Но родители не теряли надежды. Никто не видел их сына живым, но ведь и мёртвым не видели тоже. Когда же до супругов дошла весть о том, где живёт Амос, Стефан собрался и отправился на Валаам. Александр не хотел выходить к отцу, понимая, что тот будет уговаривать его вернуться. И согласился поговорить только после того, как Стефан пригрозил, что убьёт себя. Сын выслушал отца, и хоть ему было нестерпимо видеть его слёзы, ответил: «Одно тебе хочу сказать: придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, больше лица моего не увидишь». Стефан в гневе ушёл, но любовь к сыну заставила его вернуться и пообещать Александру сделать так, как он хочет.
Стефан сдержал слово. Он продал свой дом, раздал имущество бедным и вместе с женой ушёл в Введенский монастырь, где они приняли монашество. Стефан постригся с именем Сергий, а Васса с именем Варвара. К тому времени они были уже пожилыми людьми. И прожили совсем недолго, скончавшись в своей тихой обители. Александр, никогда не забывавший об отце с матерью и опекавший их монастырь, так и называл его: «монастырь моих родителей». И царь Фёдор Иоаннович говорил о нём: «Введенский монастырь, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго». Супруги были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных.
Сам Александр покинул Валаам и построив хижину на берегу Рощинского озера, несколько лет жил там в одиночестве. Слух о том, что у озера живёт святой, распространился по окрестностям, к Александру стали приезжать паломники. Жить им было негде, и Александр основал на берегу монастырь Живоначальной Троицы, а чуть позже недалеко от него — Александро-Свирскую обитель, игуменом которой и стал. Он прожил 85 лет и умер в августе 1533 года. Церковь канонизировала его спустя 14 лет после кончины.
Сегодня великое множество людей молится Александру Свирскому о рождении ребёнка, как когда-то молились о том же святые Сергий и Варвара. За помощью к Преподобному обращаются и родители, чьи дети решили посвятить свою жизнь Богу. Сразу и безоговорочно принять это могут далеко не все. Но молясь Александру Свирскому матери и отцы, так же как Сергий и Варвара, учатся уважать жизненный выбор своих детей.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Васильев и Нелли Корниенко
Курортный сезон 1959 года был в разгаре. Южное солнце стояло высоко в безмятежном голубом небе. Пляж с утра был полон желающих окунуться в прохладные морские волны. Худенькая темноволосая девушка озабоченно потрогала плечи — не обгорела ли? Девушку звали Нелли Корниенко. На отдых в Геленджик студентка Щепкинского театрального училища приехала из Москвы. Вдруг прямо перед нею из воды вышел молодой человек — высокий статный шатен. На несколько секунд их взгляды встретились. Осторожно ступая по нагретой солнцем гальке, парень прошёл мимо. И Нелли забыла про полуденный зной, про обгоревшие плечи... «Меня словно громом поразило», — вспоминала она спустя годы. Это была любовь с первого взгляда.
Оказалось, что незнакомец вместе с друзьями расположился неподалёку. Ребята шумно и весело играли в домино. Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам!» Тот самый красавец махал ей рукой. Нелли смутилась, но приглашение приняла. Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Познакомились. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! — тоже будущий актёр, студент ГИТИСа! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. «Между нами очень быстро возникло настоящее глубокое чувство», — вспоминала Нелли Ивановна. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Юрия! Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! «Не хотел тебе говорить, пока не утвердят», — сказал Васильев. В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». «Это просто невероятно! Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко.
Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. «Построю сам», — решительно сказал Юрий. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи.
В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! «Юра жил семьёй, бесконечно любил нас с дочкой», — говорила Нелли Ивановна.
...Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу. Муж долго не вставал, и Нелли Ивановна пошла его будить. Наклонившись, поняла: Юрий Николаевич скончался. И вспомнила, как накануне он вдруг взял её за руку, долго смотрел в глаза и повторял: «Родная, любимая!» Пережив мужа на 20 лет, Нелли Ивановна больше не вышла замуж. Оставшиеся годы она прожила, вспоминая любимого супруга. А когда пришла пора воссоединиться с ним в вечности, коллеги по Малому театру написали в некрологе: «Там, на Небесах, Юра и Нелли теперь снова вместе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен