История о самарянке, как бриллиант, играет разными гранями, но мы в этот раз посмотрим на нее с одной стороны — как на историю о благодати.
Самарянка приходит к колодцу днем, в жару, а не утром, как обычные домохозяйки - очевидно потому, что она не хочет попадаться на глаза односельчанкам. У нее, как сказали бы сейчас, «все сложно», а почтенные замужние женщины, особенно в патриархальных обществах, склонны ненавидеть «гулящих» лютой ненавистью - опасаясь за своих мужей. Она охотно не ходила бы к колодцу вообще — как она просит Господа, «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать», но жажда гонит ее за водой.
Жажда - одна из тем этого повествования и одна из важных тем Писания вообще. Как говорит Пророк, «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1) Эта женщина жаждет воды; но она жаждет и чего-то более другого — не менее необходимого для жизни, чем вода.
Самарянка имела пять мужей - едва ли она овдовела пять раз подряд, скорее речь идет о об отношениях, которые оканчивались разрывом. Ни один из этих мужчин не мог или не хотел ответить на ее потребность в любви, признании и защищенности. Ее потребностью в этом пользовались - и шли дальше. Сначала был период любви, надежды, что вот, наконец, жизнь началась, потом она опять оказывалась у разбитого корыта — жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней - даже если он ведет себя совсем не как муж.
Бедная женщина долго искала воды в разбитых водоемах — и вот ее встречает Господь.
Иисус говорит ей «все, что она сделала» - и это отнюдь не льстит самолюбию. Но Он говорит это явно как-то иначе - не так, как говорили кумушки у колодца. Кажется, Он обличает ее непутевую жизнь, но это обличение приносит неожиданный плод - она не чувствует себя уязвленной, униженной, отброшенной. Напротив, она решительно идет к односельчанам (тем самым людям, избегая встречи с которыми она пришла к колодцу именно в полдень) и смело проповедует им. «Все, что она сделала», то, что было предметом позора, унижения, вины, обернулось чем-то другим. Иисус видит ее насквозь — но не осуждает и не отвергает ее; вся история ее провала, греха и бесчестья, неправд, которые она сделала и неправд, которые она потерпела от других, оказывается частью чего-то огромного, таинственного и прекрасного — истории ее спасения и спасения всего мира.
Как Иосиф в книге Бытия говорит своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20) Зло, которое потерпела эта женщина, зло, которое она совершила, Бог таинственным образом обращает к добру. Ее грехи не просто прощены; Христос встречает ее на жизненном пути — и благодаря этому оказывается, что этот путь вел к Нему.
Так бывает — человек становится наркоманом, докатывается до дна, и из глубины взывает к Богу, и Бог вытаскивает его, а история его падения и спасения оборачивается к назиданию и пользе для многих. Или человек совершает преступление, попадает в тюрьму, и там раскаивается перед Богом — тогда Бог берет его грех и его несчастье, и обращает его к спасению. Или абортмахер раскаивается в том зле, которое творил, и становится борцом за жизнь — и Бог использует его прежний страшный опыт в этой новой борьбе.
Это благодать Божия — которая находит сломленных, потерянных, глубоко раненных своими и чужими грехами людей, и дает им достоинство, радость и новую жизнь. Жизнь, которой они делятся с другими — так, что вода, которую дает Христос, делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную.
«Справедливость»
Просыпаюсь от звука капели. Неужели весна? Нет, кажется, капает вовсе не за окном, а где-то совсем рядом. С потолка! А мы ведь недавно ремонт сделали! Встаю, одеваюсь — придётся идти разбираться. Кто же над нами теперь живёт? Старые хозяева недавно съехали, а с новыми познакомиться не успел. Разозлённый не на шутку, собираюсь потребовать денег на ремонт потолка. Так будет справедливо! Звоню. Открывает усталая женщина с мокрой тряпкой в руках.
— Мы вас залили? — спрашивает виновато, и растерянно разводит руками. — Дети аквариум разбили. Такие непоседы стали, совсем разбаловались без отца. Сейчас всё уберу!
Я строгим голосом требую дать мне взглянуть на проблему и решительно прохожу в комнату. Трое мальчишек притихли на диване. В кроватке спит младенец. На полу — разбитый аквариум литров на 20. Рыбки барахтаются в огромной луже. А на шкафу я замечаю фотографию с траурной лентой — на ней мужчина в военной форме... И вдруг понимаю: да этому семейству, похоже, помочь нужно, а не компенсацию с них требовать!
— Давайте, я воду соберу, — говорю хозяйке. — Ещё одна тряпка найдётся?
Десять минут — и лужи как не бывало. Злости моей тоже нет в помине. Побелю я сам этот потолок — так будет справедливо!
Все выпуски программы Утро в прозе
26 января. О дружбе и подвиге святых мучеников Ермила и Стратоника Белградских
Сегодня 26 января. Церковь чтит память мучеников Ермила и Стратоника Белградских, живших в четвёртом веке.
О дружбе и подвиге святых — протоиерей Михаил Самохин.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Именно это рождественское песнопение воспевали диакон Ермил и его друг мученик Стратоник, когда их вместе опускали в воды Дуная, чтобы предать смерти после долгих мучений. Дружба диакона Ермила и тюремного стража Стратоника началась в тюрьме. Видя мужество мученика, Стратоник уверовал во Христа и проникся симпатией к узнику. Когда Ермила особенно жестоко истязали на арене, Стратоник прослезился, и эти слезы стали поводом для допроса и исповедания веры Христовой уже им самим. Узник и его страж, связанный дружбой, а это главное общей верой во Спасителя, пошли до конца и были прославлены в лике святых.
Человеческая дружба бывает разной. Людей объединяют самые неожиданные интересы и пристрастия. И далеко не всегда дружеские отношения с людьми сохраняются, если наши интересы меняют направление. Мученики Ермил и Стратоник сегодня напомнили нам, что подлинным основанием настоящей веры, твердой дружбы, искренней любви между нами может быть только Он — Господь и Спаситель Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 января. О злодеянии царя Ивана IV
Сегодня 26 января. В этот день в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Ивана IV.
О злодеянии царя — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричиной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. И море крови было пролито на Руси. И когда царь после очередного набега на свой собственный народ, очередной расправы с теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословение не дал. Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие. Дорого стоило святителю Филиппу это пастырское, исполненное правдой Божией, деяние. Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там в Отрочем монастыре находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести. И именно поэтому грозный царь и убивает святителя.
Все выпуски программы Актуальная тема