— Кто вчера мать не впустил, кто? Мальчонка без матери помёр.
— Не пустил и опять не пущу. Не велено.
— Ишь, генерал! И кем не велено-то?
— Рабочей властью.
— Вона! Слыхали? Властью. Людями надо быть! Людями!
Быть людьми, оставаться ими, когда вокруг полыхает огонь, когда привычная жизнь разрушена, и не знаешь, что будет завтра — возможно ли это? На такой непростой вопрос предстоит ответить героям кинофильма «В огне брода нет», фрагмент из которого сейчас прозвучал. Картину о Гражданской войне 1917-1922 годов в России, снял режиссёр Глеб Панфилов. Она стала его дебютом в полнометражном кино. Чёрно-белая, атмосферная, с необычным музыкальным оформлением, лента начинающего режиссёра попала на Международный кинофестиваль в швейцарском городе Лакарно, где завоевала главный приз.
Несмотря на определённый исторический антураж, Глеб Панфилов подчёркивал, что, снимая фильм, не ставил перед собой идеологических задач. По признанию режиссёра, его волновал исключительно внутренний мир героев, в особенности — главной героини по имени Татьяна Тёткина, медсестры красноармейского санитарного поезда. В основу картины легла повесть Евгения Габриловича «Случай на фронте», которую Глеб Панфилов однажды прочёл. Образ Тани — чистой, искренней, одухотворённой девушки, поразил режиссёра. И он обратился к Габриловичу с просьбой написать сценарий для своего дебютного фильма. Примечательно, что его рабочим названием было «Святая душа».
Таню блистательно сыграла актриса Инна Чурикова. Главная героиня — тот духовный стержень, благодаря которому фильм «В огне брода нет» перестаёт быть рассказом о «красных» и «белых», о своих и чужих, хороших и плохих. И становится действительно картиной о человеческой душе, способной посреди страшного хаоса войны хранить чистоту, любить и верить. Не в диктатуру пролетариата, не в Маркса и Энгельса — обо всём этом у героини имеются лишь самые смутные представления. А в том, что придёт время, когда все люди обязательно станут счастливыми. Белогвардейский офицер, с которым Таня разговаривает в одном из самых сильных и значимых эпизодов картины, называет эту её веру верой в Благодать.
— Ты веришь, что придёт такое время, когда людей перестанут мучить?
— Верю.
— Значит, веришь во всеобщую гармонию?
— Во что?
— В Благодать.
— Во что?
— В благодать.
— Не понимаю я.
— Ну, когда всем будет хорошо.
— Верю!
Весьма любопытно, что этот эпизод многие кинокритики предлагают рассматривать в евангельском контексте, видя в нём своеобразный отголосок диалога между Христом и Понтием Пилатом. Есть в фильме и ещё один очень схожий по духу фрагмент, свидетельствующий о напряжённой духовной работе, которая происходила в сердцах и душах людей даже в то страшное время. Это диалог двух второстепенных, но очень ярких героев — комиссара Евстрюкова и коменданта санитарного поезда Фокича.
— А тебе доводилось человека убивать? Так, чтоб в глаза друг дружке глядеть, убивал?
— Скажем, нет.
— А я убивал.
— Так ты ж врагов убивал!
— Врагов. А страшно.
Фильм оценит, прежде всего, взрослая аудитория. Подойдёт он и для подростков. Примечательно, что в картине совсем нет батальных сцен. Глебу Панфилову удалось мастерски передать напряжённую, сложную атмосферу того непростого времени на эмоциональном уровне. Простые декорации, мелкие, но говорящие детали, срабатывают у режиссёра сильнее любых спецэффектов. Неслучайно и название картины — его многогранный смысл открывается в одном из финальных эпизодов, когда фразу «В огне брода нет» произносит главная героиня. И хочется ещё раз подчеркнуть — фильм, действительно, не о войне. Он — о духовном мире человека, который может раскрыться во всей своей полноте в любое время — и когда свистят пули, и когда над головой мирное небо.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христово Рождество, которое продолжает праздновать наша Церковь, это тот праздник, который наполнен глубоким и крайне важным для нашего спасения богословским содержанием. Церковь доносит до нас богословие Рождества Христова самыми разными способами: через богослужебные песнопения, через уставные чтения святоотеческих назиданий, которые, впрочем, в современной практике как правило не совершаются, и, конечно же, через Священное Писание. Богословскому раскрытию смысла Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа посвящён и отрывок из 2-й главы Послания святого апостола к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Несмотря на то, что Христос не был упомянут в только что прозвучавшем отрывке по имени, весь этот отрывок говорит о Нём, ведь именно Сошедший с Небес Христос назвал нас братьями и детьми, именно Он воспринял нашу плоть, и именно Он Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В эти зимние дни мы празднуем Христово Рождество, праздник, который больше, чем какое-либо иное церковное торжество, ориентирован на детей, и это понятно, ведь мы вспоминаем тот момент евангельской истории, который повествует о Младенце Христе, а потому и сами народные традиции празднования Христова Рождества ориентированы на детей, ну а история Пришествия в мир Спасителя совершенно изумительно может быть воспринята даже едва научившимися говорить младенцам. Однако оказывается, что своим богослужением Церковь призывает нас не столько умиляться Богомладенцу Христу, сколько думать о конечном смысле Его Пришествия. Многим кажется, что Он пришёл лишь для того, чтобы показать пример нравственно безупречной жизни, а также рассказать, как люди должны себя вести в отношениях с Богом и друг другом. Это довольно удобная позиция, ведь она позволяет видеть во Христе всего лишь очередного учителя нравственности, коих история человечества знает чрезвычайно много, и если Христос — лишь учитель, равный всем прочим, то и Евангелие не имеет никаких принципиальных отличий от любых других назидательных книг.
Церковь же настаивает: Христос не только и не столько Учитель, Он — Бог, Который стал Человеком не ради учительства, а ради того, чтобы собственной «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», и вместе с этим освободить нас от порабощения диаволом, или, как это сказано в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям, «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Эти слова напоминают нам хорошо известную древним христианам истину: страх смерти приводит к рабству греху, и, следовательно, к рабству врагу рода человеческого. Христос Своими Смертью и Воскресением уничтожил смерть, а это означает, что можно больше не бояться, быть свободными и исполнять волю Божию чего бы нам это не стоило. Собственно, именно так поступали апостолы, христианские мученики, и все прославленные Церковью святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы помощь детям с инвалидностью стала более эффективной
Елизавета Павленко — педагог-психолог из города Ростова. Она работает в центре, который организует социальную и двигательную реабилитацию для детей и взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
С этим центром Лиза познакомилась более 10 лет назад, когда была ещё студенткой. Она пришла сюда в качестве волонтёра. Девушка играла, занималась с особенным детьми и у неё получалось находить к ним подход. Однажды Елизавета поняла, что хочет поддерживать их профессионально. Поэтому после окончания медицинского университета устроилась в центр педагогом-психологом. Уже 7 лет она занимается социальной адаптацией детей с нарушениями в развитии.
Параллельно Елизавета организовала проект «Тренировочная квартира», чтобы учить взрослеющих ребят самостоятельности. «Они не умеют ориентироваться в повседневной жизни, и я не смогла оставить их без поддержки», — говорит специалист.
Елизавета много трудится и успехи подопечных вдохновляют продолжать своё дело. Однако девушка остро чувствует, что ей не хватает профессиональных навыков для определения индивидуальных потребностей и возможностей пациентов. А без этого сложно строить эффективную реабилитацию.
Таким навыкам специалистов обучает Фонд «Игра», который много лет развивает в России систему качественной помощи детям с инвалидностью. Его команда старается сделать так, чтобы в каждом регионе нашей страны появлялись компетентные врачи, способные проводить эффективную реабилитацию для маленьких и юных пациентов.
Вы можете помочь Елизавете и ещё 25 специалистам из разных уголков страны пройти обучение и получить компетенции, которые позволят им улучшить жизнь ребят с тяжёлой инвалидностью. Для этого переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Рождественских песнопений». Священник Александр и Варвара Волковы
У нас в студии были настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков и его супруга, регент, руководитель хора «Артос» Варвара Волкова.
Разговор шел о духовных смыслах Рождественских богослужений и церковных песнопений, посвященных Рождеству Христову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер