На юго-западе Самарской Луки, на просторной террасе над Волгой раскинулось старинное село Брусяны. Как и четыреста лет назад, оно лежит между двумя живописными оврагами – Долгой Ямой и Сухой Брусяной. В этих местах как будто ничего не изменилось с тех пор, как крестьяне поставили здесь первые избы. Разве что речка Брусянка, сбегавшая к Волге по дну одной из глубоких ложбин, пересохла окончательно, оставив в истории только свое название. Происхождение названия села вам сейчас едва ли кто-то научно растолкует. Может быть, его возникновение связано с тем, что склоны здешних оврагов в иных местах состоят из песчаника – камня, который используется для изготовления точильных брусков. Продажей этих немудреных, но надежных приспособлений, кстати, промышляли еще первые поселенцы.
В семнадцатом веке здесь было довольно неспокойно. Набеги кочевников оставались реальной опасностью. Да и разбойники в этих краях частенько появлялись. Известно, что в лесу рядом с Брусянами останавливались на ночлег повстанцы Степана Разина, когда направлялись в Самару. Сейчас в селе тихо, особенно зимой, когда дачники разъезжаются и остаются только коренные жители – кажется, что всякое движение здесь вовсе замирает. Островком жизни остается женский монашеский скит, что был организован в 2005 году при храме святых Космы и Дамиана.
Эта кирпичная церковь была построена в конце девятнадцатого века взамен сгоревшей деревянной. Строительство велось на средства прихожан, но денег не хватало. Наверное, поэтому храмовое здание получилось лаконичным, без особенных архитектурных изысков. Вытянутая трапезная, объемное полукружие алтаря, единственный купол на широком граненом барабане с арочными окнами. Купол, впрочем, заслуживает внимания – огромный, вытянутый вверх в восточном вкусе, он виден издалека и неизменно удивляет путников своей необычной формой.
На стене у самого основания храма можно различить надписи, выцарапанные гвоздиком – несколько имен, наивные детские каракули. Это, конечно, хулиганство – оставлять автографы на церковных стенах. Но так уж получилось, что сегодня эти следы – часть истории. Их оставили воспитанники детского дома, эвакуированного из Ленинграда во время блокады. Недавно двое из них приезжали в Брусяны и плакали, молясь, под сводами церкви, которая была свидетельницей их воскрешения.
А недавно в Космодамиановском храме произошло чудо – замироточили сразу несколько икон. Среди паломников, которые потянулись в Брусяны прикоснуться к святыне, случались исцеления. В благодарность за выздоровление повелось дарить брусянскому храму ковры.
Не нам судить, сколько было исцелённых, но весь пол в храме богато устелен красивыми коврами.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема