В тысяча девятьсот семьдесят пятом году известный израильский археолог и учёный-палеограф Нахман Авигад, прогуливаясь по Восточному Иерусалиму, заглянул в маленький антикварный магазинчик. В одной из витрин его внимание привлек небольшой, и, на первый взгляд, невзрачный, круглый кусочек глины. Учёного заинтересовали выдавленные на нём надписи на древнееврейском языке. Получив возможность подробнее изучить выставленный на продажу артефакт, Авигад установил, что это –глиняная печать, какими в древности закреплялись свитки, а её возраст относится как минимум к шестому веку до нашей эры!
Комментарий эксперта:
В Библейские времена папирусы обычно сворачивали в свитки, перевязывали верёвкой, и закрепляли глиняной печатью, часто - с личной подписью составителя или писца. Однако эти надписи позволяют определять возраст подобных находок лишь предположительно. Особенность древнееврейской письменности такова, что она постоянно изменялась, эволюционировала под влиянием множества факторов, а значит, точно определить возраст находки только по характеру письма довольно сложно. В этих случаях возраст обычно устанавливают с помощью метода сравнения. Не письменные артефакты того же периода, к которому, по мнению археологов, может относиться находка, и сам найденный предмет, сравнительно анализируют по ряду косвенных параметров. Это трудоёмкий процесс, однако, он позволяет получить данные очень высокой степени достоверности!
Установив довольно точно возраст печати, Нахман Авигад приступил к расшифровке надписей. Результат ошеломил учёного: на печати было написано: «принадлежит Варуху бен Нирии, - то есть, сыну Нирии, - писцу». За ответом на вопрос, кто же он, этот древний владелец печати, далеко ходить не пришлось. Оказалось, что его имя неоднократно упоминается в Библии!
Комментарий эксперта:
В четвёртом стихе тридцать шестой главы книги пророка Иеремии говорится: «Иеремия призвал Варуха, сына Нирии, и Варух под диктовку Иеремии записал в свиток все слова Господа, которые Господь говорил Иеремии». Однако, согласно Библейскому тексту, Варух был не просто писарем пророка. Он разделил с Иеремией многие страдания и несправедливость, и был рядом, когда во время бегства в Египет иудеи силой увели за собой пророка, открыто не одобрявшего этот шаг и предостерегавшего от него остальных.
Спустя сорок лет поле обнародования сенсационной находки Нахмана Авигада, появилась информация о том, что в одной из частных коллекций Лондона хранится похожая глиняная печать с начертанием имени Варуха бен Нирии. Эксперты подтвердили её подлинность, и возник резонный вопрос, какая же из этих печатей всё-таки настоящая? Выяснилось: обе!
Комментарий эксперта:
Тридцать шестая глава книги Пророка Иеремии даёт исчерпывающий ответ на вопрос, откуда взялась вторая подлинная печать Варуха. Писец публично зачитывал всё, записанное им за Иеремией, в Иерусалимском храме. Пророчества пришлись по вкусу далеко не всем, а когда их содержание дошло до царя, он приказал принести ему свиток и собственноручно сжёг его. То, что произошло дальше, Книга пророка Иеремии описывает так: «И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский. И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов».
Печать из Лондонской коллекции отлично сохранилась. Более того, на ней отчётливо виден… отпечаток пальца! И хотя идентифицировать его, по понятным причинам, никогда уже не удастся, археологи не отвергают версию о том, что он вполне может принадлежать Варуху бен Нирии – спутнику и верному другу великого Библейского пророка Иеремии.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.