Среди российских новомучеников Татьяна Гримблит (33 года земной жизни, день памяти – 23 сентября, её расстреляли) занимает особое место. Для многих из нас её судьба и личность – священный символ милосердия. Работая воспитательницей в детской томской колонии «Ключи», в середине 1920-х, она неустанно опекала заключенных в тюрьмах, в том числе и священнослужителей, собирая для них посылки и передачи, тратя на это все свои средства. На предпоследнем допросе в селе Константиново, где она служила лаборанткой в больнице, Татьяна Николаевна простодушно и твёрдо сказала следователю: «На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: “Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок”, я предпочитаю поскромнее одеваться, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них…»
В своей трудной, подвижнической жизни Татьяна находила отраду в поэзии. «Дорогое вдохновенье, / Чаще приходи, / Только эти лишь мгновенья / Красят жизни дни…» – писала она, семнадцатилетняя в одном своем маленьком стихотворении. Хорошо сказал о её поэзии проиерей Максим Максимов: «…Не великолепие стихотворного слога влечет к себе читателя этих стихов, а в первую очередь, беспредельная, вечная любовь ко Христу, выраженная в слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью святой мученицы…»
Вот её удивительное исповедальное послание Божьей матери:
Не могу передать Твоих щедрых даров
Ни на деле, ни словом простым, –
Ты прими меня, Матерь, под дивный Покров,
Будь защитой пред Сыном Твоим.
Знаю, полон любви, милосердия Он,
Да молитвы-то нет у меня;
Не Его – человеческий вижу закон:
Мир стоит полный ласки, огня…
Я не буду рассказывать много тревог, –
Ты сама в этом мире жила,
И он дал Тебе скорби вкусить, сколько мог,
Сколько мог, он принес Тебе зла.
Знаешь все: как я сердцем на Бога взгляну,
Мир стоит предо мною стеной,
Он прекрасен, высок и закрыл сатану,
Он смеется над думой больной.
Клевета не страшна, не насмешка люта,
Не разлука страданьем томит,
А сознанье, что в сердце моем налита
Та же злоба, что в мире лежит.
Через край ты пропитана скорбью, земля.
Отойди поскорей, отойди!
О, Святейшая Матерь, молись за меня,
Волю Сына во мне затверди.
Татьяна Гримблит, из стихотворения «У Покрова», 1929-й год
Епископ Иоанн (Пашин) писал ей в 1936-м из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна!.. Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас – Божий дар. Вы – по милости Божией – поняли, что высшее счастье здесь – на земле – это любить людей и помогать им. И Вы… с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: Сила Моя в немощи совершается. Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро».
А земной жизни этой молодой святой женщине оставалось тогда уже меньше года…
…Ты милостив был и Своею рукой
Повел одиноким путем, –
Душа встрепенулась и сердцу покой
Стяжала в страданье своем.
На ниве тюремной тринадцатый год
Тебе добровольно служу;
Как юность, и молодость пусть протечет –
К ногам Твоим их положу.
Прими меня, Боже, на этом пути,
Последний этап предо мной:
Иду, мой Спаситель, помилуй, прости,
Мне в спутники Образ дай Твой.
Татьяна Гримблит, из стихотворения «Двенадцать лет», Вишерский лагерь, «рота опасного элемента», 1932 год
Святая мученица Татиана, моли Бога о нас, грешных!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница