В 1885 году в Великобритании вышел приключенческий роман Генри Райдера Хаггарда, герои которого ищут сокровища легендарного правителя Израиля – царя Соломона. Роман был неоднократно экранизирован, а легенда о несметных сокровищах Соломона, спрятанных где-то на Ближнем Востоке становилась все более популярной. С момента выхода в свет романа Хаггарда, таинственный объект разыскивали не только археологи, но и охотники за сокровищами.
В 2008 году, исследуя памятники библейской эпохи, Томас Леви из Калифорнийского университета Сан-Диего и Мохаммед Наджар из иорданского Общества друзей археологии, обнаружили древнейший центр производства меди. Памятник в местности Кхирбат эн-Нахас к югу от Мертвого моря в Иордании представляет собой комплекс примерно из 100 зданий, расположенный на территории площадью в почти десять гектаров, покрытой черным шлаком. Прииски испещрены шурфами и штольнями. Научные изыскания позволили связать это место с легендарными копями царя Соломона.
Эксперт: Раскопки на этом месте на юге Иордании велись еще в семидесятых годах прошлого столетия. Но тогда ученые ошиблись с датировкой, считая, что разработки меди начались через двести лет после смерти Соломона. Исследуя шахту, мы провели радиоуглеродный анализ, и установили, что медь добывалась здесь в десятом веке до нашей эры, то есть как раз во времена правления Соломона, а значит найденный центр производства меди наверняка и есть те самые копи царя Соломона, известные нам из Библии.
Став царем израильского народа, Соломон не просил у Бога богатства, власти или смерти своих врагов. Молодой царь попросил знания и мудрости, чтобы управлять своим народом. Слова Соломона, дошедшие до нас благодаря Библии, до сих пор поражают своей простотой и одновременным величием мудрости великого царя. Мудрость также позволила Соломону стать богатейшим человеком своего времени. Легенды о его богатстве ходят до сих пор. И похоже, что благосостояние Соломону принесло не золото, а медные прииски.
Эксперт: Согласно знаменитой легенде, копи царя Соломона в достатке снабжали правителя золотом и алмазами, однако в реальности рудники поставляли не золото, а медь. Гигантские размеры исследованного нами рудника только подтверждают изложенную в Библии информацию о том, что Соломон принес в Израильское царство беспрецедентное процветание и стабильность. Слой прерывания пород позволил нам определить, что работы по изготовлению меди прекратились в IX веке – как раз после смерти Соломона, когда могущественное и процветающее государство разделилось на две части: северную и южную Иудею.
Исследуя рудники на юге Иордании, ученые выяснили, что во времена легендарного правителя производство меди было высокотехнологичным процессом и могло приносить казне немалые деньги. Воистину прав был царь Соломон, когда попросил у Бога не славу и богатство, а мудрость, которая сделала его величайшим правителем на всей земле. Говоря словами самого Соломона, которые доносит до нас Библия, «приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя»
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Господь Иисус Христос перед Вознесением напутствовал Своих учеников и сказал, что они должны быть Его «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Апостолы, как мы знаем, именно этим и занимались: они свидетельствовали о Христе Воскресшем везде, где только могли это делать. Однако довольно скоро стало ясно, что одного лишь свидетельства как передачи личного опыта недостаточно, нужна и, так сказать, теоретическая база, необходимо доказать, что Христово Благовестие — не только не выдумка, но и то истинное Слово Божие, которое превосходит по своей важности ранее данное Богом людям откровение. Как это сделать? Где найти эту теоретическую базу? Послание святого апостола Павла к Евреям предлагает в качестве основы богословия Нового Завета взять богословие Завета Ветхого. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Первые слова только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Евреям существенным образом отличаются от начала всех прочих посланий: здесь нет приветствий, и нет никаких иных «дежурных фраз», послание начинается со своей сути — с очевидного для евреев сообщения о том, что Бог в древности самыми разными способами входил в общение с израильским народом через пророков. Однако тут же мы видим и переход к Новому Завету: в древности Бог говорил посредством пророков, а сейчас — в эпоху Нового Завета — Бог выражает Своё откровение через Сына Своего Единородного, «чрез Которого и веки сотворил». Последняя мысль относит нас к акту творения, и вместе с этим отсылает к книге Притчей Соломона, в которой Премудрость Божия выступает в качестве творческой силы: «Когда Он уготовлял небеса, я была там... тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» (Притч. 8:27,30).
Далее Послание к Евреям приводит несколько хорошо известных его адресатам цитат из Ветхого Завета, в основном из Псалтыри царя Давида, и все эти цитаты свидетельствуют об одном: Христос превосходит не только какого-либо человека, но и ангелов, он есть Воплощённый Бог. Впрочем, этот последний термин ещё не был сформирован во время написания Послания к Евреям, и потому та же самая мысль выражена здесь иными словами.
Достигло ли Послание к Евреям своей цели? Убедились ли его адресаты в истинности апостольской проповеди? Мы с вами понимаем, что на эти вопросы не существует простого и однозначного ответа, хотя бы по той причине, что любой человек в разные периоды своей жизни имеет разную степень веры. Многие из нас когда-то были далеки от Церкви, но теперь в ней, кто-то был в Церкви, но по каким-то причинам её покинул и, более того, перестал себя считать верующим человеком, что, конечно же, отнюдь не означает невозможности вернуться к жизни по вере. Для нас в прозвучавшем сегодня отрывке имеет значение не его успех в ранней Церкви, а то, что вера в Воплощённого Сына Божия — это вера апостольская, и что в канун Христова Рождества нам стоит крепко задуматься кого мы ждём? Простого человека? Мифического персонажа древней литературы? Или же всё сотворившего и всё содержащего в Своей власти Бога?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
Гостем программы «Исторический час» был профессор МГУ, доктор исторических наук Андрей Андреев.
Разговор шел о судьбе и трудах христианского философа и публициста первой половины 19-го века Петра Яковлевича Чаадаева, о его стремительной, но неожиданно прервавшейся военной карьере, о знакомстве с Пушкиным, о критике и любви к России, а также о духовных поисках и взгляде на жизнь Русской Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иван Семенович Козловский». София Проскурякова
У нас в студии была певица, правнучка знаменитого тенора Ивана Семёновича Козловского София Проскурякова.
Мы говорили о значении музыки для людей, о том, как внутренний мир отражается в том творчестве, которым человек занимается, а также наша гостья рассказала о своем прадеде, о том, какое влияние Иван Козловский оказал на своих современников и потомков, и какое место в его жизни занимала вера.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья