В гостях у Петра Алешковского был поэт, писатель, переводчик Глеб Шульпяков.
Наш гость рассказал о своем прадеде, служившем священником в селе Саметь Комстромской области, о его судьбе в советские годы, а также о том, как знакомство с жизнью прадеда привело самого Глеба в храм.
П. Алешковский
— Здравствуйте. Это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. И сегодня у меня в гостях Глеб Шульпяков. Добрый день!
Г. Шульпяков
— Добрый день!
П. Алешковский
— Глеб Шульпяков — поэт, прозаик, эссеист. И на сегодня еще звонарь.
Г. Шульпяков
— Отчасти.
П. Алешковский
— Отчасти. Вот мы отчасти... Про это «отчасти» мы и поговорим. Скажите, как Вам довелось вернуться на Родину своего деда в Саметь, я так понимаю, да? Под Кострому.
Г. Шульпяков
— В Саметь под Костромой. Прадед.
П. Алешковский
— Прадед, да?
Г. Шульпяков
— Все-таки это — да, давнишняя история. Это прадед. Ну, я полагаю, что всем известно, что все самое интересное происходит случайно. Хотя про эту Саметь я как-то все детство слышал от мамы. Но для меня это было где-то на другой планете. Все мне казалось... Вот фотография была прадеда, там у мамы стояла. Два каких-то человека в странных одеяниях...
П. Алешковский
— Прадед был священник?
Г. Шульпяков
— Да, он священник. Соответственно...
П. Алешковский
— С маминой стороны, да?
Г. Шульпяков
— Да, это мамин дедушка.
П. Алешковский
— Как его звали?
Г. Шульпяков
— Его звали отец Сергий Введенский. Соответственно, матушка Екатерина...
П. Алешковский
— ...его жена?
Г. Шульпяков
— Да. И вот эта фотография у нас стояла. Но представить, что это как-то может быть связано с современностью... Ну, представляете, да? Все это до 1917 года. Фотографии старые, дореволюционные. Хотя...
П. Алешковский
— А когда... как... Давайте так: что Вы о нем знаете? И что рассказывала мама?
Г. Шульпяков
— Мама о нем не знала практически ничего. Я все стал узнавать. Мама знала, помнила какие-то обрывки, которые рассказывали ей, соответственно, ее тетки, дочки поповские. У них было семеро детей, из них шесть девочек. Я их тоже, некоторых, помню...
П. Алешковский
— И только один Введенский?
Г. Шульпяков
— Один был Введенский, да. Он как раз и вернулся потом в Саметь. Все остальные расселились по Волге в ближайших городках — Плес, Южа, Кинешма, вот так. И я их еще застал в 80-х — мама ездила в Плес к двум вот своим теткам и меня брала.
П. Алешковский
— Сколько же им было лет?
Г. Шульпяков
— Под восемьдесят. Они жили в доме своем на берегу, прямо в Плесе. Тогда Плес — это было совершенно патриархальное и для меня чрезвычайно скучное и унылое место, а мама, видимо, там наслаждалась... (Смеется.)
П. Алешковский
— Ну, там красиво.
Г. Шульпяков
— Ей там было прекрасно, да. И этих старух я помню. Но мне и в голову не могло прийти что-то их расспрашивать, что как-то они связаны с какой-то другой страной, нежели с той, которая нас окружает. Это 80-е, это еще даже до перестройки, конец 70-х даже, наверное. Вот. Поэтому... И мама особо ничего никогда не рассказывала — ну, кроме вот этой фотографии. Может быть, я и не интересовался. А может быть, действовала эта инерция — ведь тогда, при советской власти, особенно в сталинские годы, все это было небезопасно — иметь таких предков. Все это замалчивалось...
П. Алешковский
— Ну, для мамы — да, но для Вас уже — нет. Но Вы были молодой, и Вы не понимали, как... И я прекрасно понимаю это все.
Г. Шульпяков
— Да, но вот у этих старух — у дочек-то поповских, которые именно в 30 — 40-е годы все это пережили, они не привыкли вообще об этом говорить. У них был страх, и они как привыкли молчать об этом, так и молчали. И особенно...
П. Алешковский
— А они в церковь ходили?
Г. Шульпяков
— Нет.
П. Алешковский
— Нет, да?
Г. Шульпяков
— Они были невоцерковленные, мне кажется, совершенно.
П. Алешковский
— А сын вот единственный?
Г. Шульпяков
— Тоже нет. Он был врач. Он был врач, он работал в Кашине долгое время, насколько я помню. И потом вернулся умирать в Саметь. И похоронен в ограде храма...
П. Алешковский
— ...с отцом?
Г. Шульпяков
— Вместе с матушкой Екатериной, со своей матерью. Отец Сергий был в 1942 году репрессирован, могила его неизвестна.
П. Алешковский
— А, то есть он не вернулся из лагеря, да?
Г. Шульпяков
— Он не вернулся, он умер на пересылке либо в тюрьме. Он был уже старый, и... Ну, вердикт — сердечный приступ. Мы знаем, что этим вердиктом как бы...
П. Алешковский
— ...все, что угодно.
Г. Шульпяков
— Все, что угодно, да. И тела не выдавали.
П. Алешковский
— Ну да. А потом, непонятно, откуда выдавать. Он мог быть увезен, он мог посидеть в тюрьме и так далее, и так далее.
Г. Шульпяков
— Но справку вот именно после перестройки родственники его, этого вот священника, старшие мои какие-то там двоюродные деды и бабки — они пытались навести справки, получили эту вот справку и уведомление о том, что Костромской архив сгорел еще в баснословные времена, и ни дела, ничего сыскать невозможно. Я думаю, скорее всего, так и было. Просто все это где-то при пожаре сгинуло, и ко всеобщему благополучию.
П. Алешковский
— А Вы не пытались искать в Костромском архиве о нем самом?
Г. Шульпяков
— О нем самом — да.
П. Алешковский
— Наверняка, есть епархиальные ведомости.
Г. Шульпяков
— Можно найти, да, и я все это нашел. Это даже искать не надо — все это выложено. Есть форум ярославский генеалогический, и там полно специалистов каких-то — таких любителей, которые помогут отыскать все, что угодно, и посоветуют какие-то ресурсы. Поэтому мне даже не пришлось шелестеть бумагой. Он — действительно, можно найти год его выпуска из Ярославской семинарии. Интересно, что...
П. Алешковский
— А он местный, да?
Г. Шульпяков
— Да. Интересно, что его, соответственно, отец — мой прапрадед — отец Платон (то есть отец Сергий был Сергей Платонович) служил под Нерехтой на Богословском погосте. Ну, некий Платон Введенский. Совпадение может быть, но маловероятно — других Платонов, по спискам, в это время просто не было. Под Нерехтой Богословский погост, село — не помню сейчас, как оно называется. Значит, от него еще несколько километров туда, к погосту. Там действительно по спискам значился некий Платон Введенский. Доехать нам туда не удалось по бездорожью, но там вообще ничего нет, судя по фотографиям. Есть сайт...
П. Алешковский
— То есть ни церквей, ни погоста?
Г. Шульпяков
— Ну, кочки, да, холмики, церкви нет. Поэтому, собственно, туда и ехать особого смысла не было, и мы пытались прорваться... Ну, весной не проедешь — распутица. Соответственно, вопрос — как отец Сергий, его сын, очутился в Самети. Саметь — это все-таки под Костромой, совсем в другой стороне. Это все...
П. Алешковский
— Ну, очень просто — через Ярославль? Поехал в Ярославль служить в семинарии и был направлен...
Г. Шульпяков
— Ну, дело в том, что в процессе этих разысканий натыкаешься, опять же, на такую запись, что до отца Сергия в Самети служил некий Груздев. Соответственно... Груздев, Груздев... Ведь сначала, когда ты натыкаешься на эту историю, тебе кажется, что ну вот, Саметь — это и есть какое-то корневое место. Вот здесь твой прадед, тыр-тыр-тыр... А оказывается, до него там служил Груздев. И ты думаешь: «Да, а что, а почему? А как вот он очутился?». И вдруг... Моя мама все-таки в этом смысле молодец — она составила в свое время огромное генеалогическое древо, сотни участников этой таблицы, которые до меня ни тогда... ну, сейчас чуть больше, но ни о чем не говорят. Но если подобраться в самое вот начало, туда, к отцу Сергию, просто видишь фамилию его жены. Она Груздева в девичестве. То есть он, как часто было тогда...
П. Алешковский
— Очень часто. Вышел из семинарии, искал жену...
Г. Шульпяков
— Искал жену. Соответственно, во-первых, возвращаться к отцу...
П. Алешковский
— Как отец Иоанн Кронштадтский, который нашел себе жену по приходу, а когда женился, сказал, что жить будут раздельно, потому что он вот такой обет принимает.
Г. Шульпяков
— Ну, все зависело от возраста священника, да? Видимо, отец Платон на богословском погосте не собирался на покой и не мог передать свой приход, свой погост своему сыну, и тот был вынужден искать, и одним из верных способов была женитьба на поповской дочке, потому что если священник — старик, а сыновей у него нет, ему ничего не остается, как через дочь передать приход в чьи-то руки. Вот этими руками и были руки отца Сергия. И он туда, как бы мы сказали, распределился, женился туда. Это 1907-й или 1908-й, сейчас я не помню, вот какие-то такие года, первое десятилетие ХХ века. Соответственно, тогда и была сделана эта фотография — они еще молоды, и вот в Костромской студии...
П. Алешковский
— А церковь какого времени?
Г. Шульпяков
— Церковь середины XVIII века, колокольня — чуть позже. Классический костромской... Вот такое пятикупольное сооружение с очень широкой трапезной, с двумя приделами — Петра и Павла и митрополита Московского.
П. Алешковский
— Алексия?
Г. Шульпяков
— Да. И, соответственно, в летнем храме центральный — Николая Угодника, потому что храм Никольский. Летний храм давно закрыт, хотя он невероятно красивый. Сохранился деревянный резной иконостас, иконы живописные — частично, кое-что все-таки поразворовали. На стенах масляная живопись, соответствующая тому времени, много икон в окладах, которые тогда, видимо, в массовом порядке производились.
П. Алешковский
— А церковь не закрывалась в служении?
Г. Шульпяков
— Церковь не закрывалась. Это отдельная история, мы ее коснемся, наверное. Но вот летний храм — да, он очень красивый.
П. Алешковский
— Судя по тому, как Вы описываете, что все сохранилось, значит, церковь не закрывалась.
Г. Шульпяков
— Да-да, хотя ее и грабили...
П. Алешковский
— Ну, это... Да...
Г. Шульпяков
— И, причем, грабили уже в наше время, в 2004 году, когда из храма была похищена Федоровская икона Божьей Матери — «Божья Матерь Федоровская», та самая икона, которую в 1913 году передал в храм в руки моему прадеду Николай Второй, когда приезжал с юбилейным визитом в Кострому. Каждый 13-й год в каждом веке, помимо прочих, наверное, визитов, но наши императоры посещали Кострому, и вот тогда...
П. Алешковский
— Это романовское место.
Г. Шульпяков
— Да, конечно. Поэтому они посещали Кострому. Тогда же перед ними отчитывались потомки Сусаниных, что «мы живы-здоровы, продлите нам, пожалуйста, наши льготы». И вот в 1913 году Николай Второй на пароходе «Межень»... Они все прибыли. Была построена специальная пристань в Костроме, это целое событие, в общем-то, аттракцион огромных масштабов — с новостройками, с хлебом-солью, с молебнами и так далее. И вот Николай Второй передавал в храмы иконы Божьей Матери Федоровской, которая, собственно, является покровительницей Дома Романовых, в самые значимые храмы Костромы и вокруг Костромы. И сочли наш Никольский храм... Он старый — он старый по месту, не по постройке. Он числится за чудо-монастырем еще с времен Ивана Грозного.
П. Алешковский
— Ну, значит, на месте него была какая-то деревянная церковь.
Г. Шульпяков
— Да-да-да. Та же Никольская церковь. Никольские церкви очень распространены на Волге, потому что Николай Угодник — он покровитель всех на воде живущих и с воды живущих. Поэтому ничего удивительного, что, в общем, эта икона была...
П. Алешковский
— Да, да.
Г. Шульпяков
— И ее... Крестный ход был. Вот прадед возглавлял его. И несли из Костромы — это 13 километров. Это все очень близко. Я когда в гостинице просыпаюсь, я через 20 минут уже на колокольне стою. То есть вызываешь машину, и спустился вниз, сел — и через 20 минут уже на колокольне. Близко и удобно, практически, Кострома. Но при этом совершенно особый край, о чем мы можем тоже поговорить. И вот эта икона — в 2004 году ее украли. Причем, делалось это так: подкатывали к батюшке веселые ребята с предложением купить ее и еще несколько. Получив отказ, они просто все это взломали и взяли даром.
П. Алешковский
— Я напомню, что это передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и в гостях у меня сегодня Глеб Шульпяков, поэт, прозаик, эссеист и вот, как выясняется, потомственный звонарь. Мы к этому подходим.
Г. Шульпяков
— Потомственным я бы себя не назвал, конечно. Я, видимо, первый в этом ряду, хотя мы с ребенком с моим уже звонили. Да, и мы к этому подходим. Соответственно, ничего не зная об этой Самети, я однажды...
П. Алешковский
— И иконы, которые украли, не вернули все-таки? Не нашли нигде?
Г. Шульпяков
— Они не всплыли нигде, нет. Это все никогда, как правило, не всплывает. Так же была и из иконостаса выломана пара больших икон. Это — нет, это все ушло с концами. И «Страшный суд» еще висел, впечатляющий, насколько по рассказам я могу судить. Церковь не закрывалась, не закрывалась она все эти годы, потому что в этой церкви в 20-х годах крестилась Прасковья Малинина, ставшая впоследствии знаменитым председателем колхоза «Двенадцатый Октябрь», депутатом Верховного Совета. В общем, если по трактористам у нас была Паша Ангелина, Стаханов у нас был по углю, то вот по коровам, молоку и надоям в Советском Союзе была Прасковья Малинина, депутат Верховного Совета, сидящая за одним столом с советскими партийными «шишками».
П. Алешковский
— С Калининым?
Г. Шульпяков
— Да. Вхожая в разные кабинеты. При этом жившая совершенно обычным домом своим, в котором жила. В 20-х годах она вышла замуж, и что-то не поладили они с родственниками, и приютил их мой прадед в сторожке при храме. Они жили два года, они рожали там детей, и муж ее звонил в колокола, а она просто при храме помогала, вот будущая депутат Верховного Совета. И, видимо, благодарность ее была какая-то существенная за эти годы, что она не дала закрыть эту церковь, даже достроила разрушенную ограду там. В общем, они ее боготворят. Помимо того, что колхоз был богатый и жили они там как у Христа за пазухой, вот еще и церковь она сохранила, и похоронена в ограде церкви — народный депутат. При том, что памятник ее стоит у горкома или парткома, или что-то такое... Страшный черный бюст. И именем ее, наверное, там названы улицы и площадь...
П. Алешковский
— Все улицы, да.
Г. Шульпяков
— Их там всего три. При этом лежит она в ограде храма.
П. Алешковский
— Ну что же, очень интересная и поучительная история. Помню, в 1969 году в городе Пронске Рязанской губернии мы жили с такой Александрой Константиновной Заикиной, которая была исключаема из партии, потому что она вставала вот так, раскинув руки, такой Орантой, нерушимой стеной перед Пронским собором, когда на него шел бульдозер, и говорила: «Давите! Историко-культурное достояние ломать не дам!». И действительно, не дала. И вот точно такая же история совершенно. Просто вот понимала старуха (тогда не старуха, конечно), что нужно сохранить, а не уничтожать. И доживала свой век на отшибе, так вот совершенно какая-то... Ведьмой ее почитали уже потом. Детишек она как-то привечала. В общем... Ну, бывают такие люди вот в истории. И замечательная Малинина оказалась. (Смеется.)
Г. Шульпяков
— При том, что да, она сохраняла все свои... Весь свой статус...
П. Алешковский
— «Иконостас» носила, наверное, на груди, там — «Герой Социалистического Труда»...
Г. Шульпяков
— Да-да-да! Они снимались, и она умерла в 80-х, где-то вот в районе брежневских похорон, поэтому про нее и фильмы документальные снимались. Это можно все посмотреть — ее уже старую, как она с «иконостасом» что-то там, говорит дежурные слова. Но колхоз (или совхоз, не помню) — он действительно был одним из мощнейших. Да вообще, ну потому что этот совхоз — он на пустом месте возник. Эти края еще до революции славились именно своим выгоном коровьим, потому что заливные луга, потому что хмель, потому что рыба садится на нерест в этих заводях. Ну, и трава, соответственно. И местные мужики еще в 1903 каком-то году первыми выписали... Из Швейцарии коров выписывали через Тимирязевскую Академию. Первыми поставили в районе какую-то электростанцию себе, чтобы вот это все там функционировало. Поэтому это не на пустом месте возникло, но она это все поддерживала.
П. Алешковский
— Просто она была, видимо, незаурядным человеком, это понятно.
Г. Шульпяков
— Да. Но при этом что вот она прошла путь от доярки, от посудомойки, и вот в ее раннем... совсем в юности был эпизод вот такой церковный. Ну, соответственно, крестили ее при рождении вот (нрзб.) тоже крестил.
П. Алешковский
— Это понятно.
Г. Шульпяков
— И сама церковь-то отказывалась от прихода, поскольку не было никого. Но поскольку имелись партийные рычаги влияния, то приход... церковь пришлось сохранить.
П. Алешковский
— И отец Сергий до 1940 года, до 1941-го отслужил?
Г. Шульпяков
— До 1941 года. При этом — как служил? Все же было запрещено. Звонить... Ты не звонишь, ты никакие требы не можешь — ни отпевать... Жить-то с чего? Да? Торговля запрещена, финансовая деятельность. Там это все... Это иезуитские указы. Это же ничего не делается вот просто так — закрыть... Оно само закроется. Мы сделаем так, что оно само закроется, и ни придраться будет.
П. Алешковский
— Но не закрылось.
Г. Шульпяков
— Да. Тем не менее, как-то, в общем, это все существовало и существует и поныне. И, соответственно, я однажды поехал в Ярославль — просто так как-то, разгонять зимнюю тоску с приятелем — и случайно на карте обнаружил (наткнулся глазами — искал, там, что-то мне надо было)... Смотрю — это Саметь. Я позвонил маме и говорю: «Слушай, Саметь — это то, что я помню из твоих рассказов». Она говорит: «Ну да». И поскольку Ярославль и Кострома — это все рядом, 70 километров, а Саметь — это, считай, Кострома, то через час...
П. Алешковский
— ...вы были на месте.
Г. Шульпяков
— ...сам того не ожидая, я оказался, в общем, в этом бездонном... В этом месте, где открывалась эта «кроличья нора» для Алисы в Зазеркалье, совершенно историческая. Вот. И мы в первый раз въехали в это село. Снег, белые просторы невероятные, потому что эти заливные луга, дальше Волга начинается. Все, в общем — синее небо, белый снег. Стоит этот храм, занесенный по окна снегом. Я первый раз и не понял даже, что он действующий. Я решил, что он заброшенный, поскольку служили и служат там только по праздникам и по выходным. Но в тот же день случайно мы как-то кого-то там перехватили на улице: «Кто здесь, старики-то какие-то живы? Кто здесь самый старый?». И вот нам показали на крайнюю избу, где жила баба Геля, которая сейчас — моя большая подружка саметская. Я когда приезжаю, всегда к ней бегу чай пить.
П. Алешковский
— А Геля — это какое имя полностью?
Г. Шульпяков
— Ну кто мог повстречаться тебе на пепелище предков? Ангел. Ангелина.
П. Алешковский
— Ангелина? А-а, понятно.
Г. Шульпяков
— Она Ангелина. И мы к ней тут же и приходим в гости. Она на улице вешает — как я сейчас помню, в зубах прищепки — белье. Такая бодрая сухонькая старушка, очень колоритно говорящая, с этим вот «оканье» таким — ну мягким все-таки, не северным, не совсем северным. И громко, резко очень говорящая. Я ее записал так даже на видео, есть какие-то видеоролики — просто вот как она говорит. Хотя она рассказывает там и про Малинину, и про прадеда. И, в общем, выясняется, что передо мной сидит человек — мало того, что ее крестил отец Сергий, но она еще что-то помнит. Вот на нашей земле есть один человек, который помнит, видел и может что-то рассказать об отце Сергии. Вот такая...
П. Алешковский
— ...цепочка.
Г. Шульпяков
— ...единственная ниточка, да, последняя. Потому что больше нет (нрзб.)...
П. Алешковский
— Больше никого нет, да?
Г. Шульпяков
— Никого нет. Моя мама не могла никак это застать. И она что-то такое... Понятно, что путается, понятно, какие-то картинки... Но она рассказывала эпизоды такие — ну, конечно, смешные бытовые. Она говорит, что «почтальонка-то придет; почтальонка- то в крайнем доме-то...»... Она говорит малопонятно — в общем, быстро тараторит. Все это еще с этим произношением.
П. Алешковский
— Красиво.
Г. Шульпяков
— Да. Но так я понимаю, что приходила «почтальонка», и лень ей было таскаться по селу, месить грязь и разносить, — она заходила в крайнюю избу, где у нее подружка жила, и дочкам подружки, в частности, вот этой Ангелине, давала письма, и они бегали... А кому писали в деревне? Ну вот священнику и писали, потому что дочки его разъехались, а они и писали ему. И вот они бегали. «И письмецо-то вручишь, а попадья-то нам — конфетку. Там и любо», — говорит. Ну вот она больше попадью помнит, которая на каждое письмишко и м по конфетке и выдавала. Но, тем не менее, отец Сергий ее крестил, у нее был брат, который помирал, от которого отказались врачи (это все, наверное, тоже 30-е какие-то годы), которого мать тайком снесла отцу Сергию, и он крестил этого ребенка, и он выздоровел. (Смеется.) Уж не знаю, что там произошло, но факт есть факт.
П. Алешковский
— То и произошло.
Г. Шульпяков
— То и произошло, что произошло, — он выздоровел. Все то приходилось делать, конечно, тайком. Даже вот моя мама рассказывала, что поповские дочки — они. Когда приезжали, это они там к нему огородами пробирались, чтобы никто не заподозрил в контакте, потому что...
П. Алешковский
— Их?
Г. Шульпяков
— Их с отцом. Мало того, что они не смогли получить высшего образования... Никто, кроме моей бабушки, которая уехала подальше, в Казань, и там как-то умудрилась скрыть...
П. Алешковский
— Ну, и, наверное, сына врача?
Г. Шульпяков
— Да, и сына врача. Все остальные варианты были — либо ты пишешь отказ от родителей, либо с такой графой ты обречен на изгойство. И они так и прожили. Никто из них не получил высшего образования. Вот такая, значит, история. И э та баба Геля, да, вот такая...
П. Алешковский
— А никаких вещей не осталось?
Г. Шульпяков
— Нет, есть изба, в которой он жил. Она поделена на две части. Там живут даже уже какие-то потомки тех, кто когда-то в эту избу...
П. Алешковский
— Заехал?
Г. Шульпяков
— ...заехал. Скорее всего, арестовали по доносу. И заехали, соответственно. те, кто, скорее всего...
П. Алешковский
— ...кто донос и писал. Ради чего и писал.
Г. Шульпяков
— А донести... Да, ради чего и писалось. А донести — ну, повторяю, любая треба — это уже нарушение, и привет. Любое ведро картошки, которое тебе приносят в благодарность, это уже может рассматриваться как некоммерческая, неофициальная деятельность, и, опять-таки, статья. Которых тогда было предостаточно. Какое-то время там пытались мои старшие какие-то двоюродные деды заняться вопросами реституции, но как-то это и нелепо, и смешно. Ну, что там...
П. Алешковский
— А чего там? Избу?
Г. Шульпяков
— Ну, изба, да. Но там живут люди, которые уже знать не знают своих-то предков. И вдруг к ним приходят и говорят, что, «ребята, съезжайте». Но, с другой стороны, если этим занимается государство, то, пожалуйста, люди съедут, если ты предложишь им какие-то другие условия. Я не откажусь от избы в Самети. Мне будет где останавливаться. Я остановлюсь в сторожке, где ночевала Малинина. Там довольно холодно бывает осенью. Но это как бы вопрос уже десятый. И вот этот храм. Потом выясняется, что он действующий, потом я как-то списываюсь с его настоятелем, приезжаю на Пасху. При этом я некрещеный на тот момент. Приезжаем мы с товарищем на Пасху, и я поднимаюсь на колокольню. Лестница там настолько гнилая, что туда уже лет пятьдесят как никто не поднимался. И обнаруживаю на колокольне два колокола — стареньких колокола, которые, видимо, не взяли, потому что они были мелкие и на переплавку не пригодились.
П. Алешковский
— Вот тут я Вас на минуточку прерву и напомню нашим слушателям, что это передача «Светлый вечер», и я — Петр Алешковский. В гостях у меня поэт Глеб Шульпяков. И нам нужно сейчас занырнуть под эфир, и мы скоро вернемся. Оставайтесь с нами, пожалуйста.
Итак, мы снова появились на частоте Ваших радиоприемников. Это передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня Глеб Шульпяков — поэт, прозаик и эссеист. И вот он рассказывает, как он оказался на колокольне в Самети, где когда-то служил его прадед, отец Сергий. Первый раз?
Г. Шульпяков
— Первый раз, да. Я поднялся. Они туда не поднимаются, потому что опасно. Да и некому — кому там, старухам, что ли, звонить? Два несчастных колокола там висело. И первый раз на Пасху я в эти два колокола, как умел, что-то, в общем, звонил. Но это лучше, чем ничего, когда Крестный Ход. Вот это такие... И ты стоишь, это высота, открывают виды сумасшедшие совершенно на поля, Волгу и дальше. Она стоит на окраине, притом, что с одной стороны Волга, а с другой стороны село окаймляет Костромское водохранилище или море, как они его называют. Это совершенно безбрежное, действительно, без берегов море. Другое дело, что оно мелкое. Но чисто визуально это, в общем, невероятно...
П. Алешковский
— Вода, вода, вода?
Г. Шульпяков
— ...вольно и просторно. Вода с зелеными такими островками, которые, собственно, и есть то, что осталось от деревень, которые там стояли. Соответственно, эти холмики — места, где стояли церкви. И там могут остаться...
П. Алешковский
— ...фундаменты, конечно, есть.
Г. Шульпяков
— ...и фундаменты, и погосты. Я все мечтаю туда с лодкой — договориться с кем-то — сплавать. У этих всех я выяснил — это когда я кого-то спрашиваю, а мне говорят: «Это? Дак это вот там». Ну, я сейчас не помню, какая-нибудь... Там, Спас. Я говорю: «Как это — вот этот островок? Почему он Спас называется?». Ну потому что деревня это, а не остров.
П. Алешковский
— Угу. Конечно.
Г. Шульпяков
— А рядом есть мемориальная роща, высаженная тоже, я думаю, в годах 90-х в память по количеству затопленных деревень с табличками, с названиями деревень и людей, которых выселяли. Это был огромный проект, конечно, сумасшедший проект по затоплению. Вообще, вот это строительство, превращение Волги в такой источник энергии — циклопический проект. Не знаю, насколько экологически он был оправдан, экономически...
П. Алешковский
— Ну, экологически не оправдан, а экономически — может быть, но не мне судить, надо обращаться к ученым. Но страна была при облучении свечей, и появились электрические лампы и энергия. А вот как это было сделано, как затопили Мологу в Калязине, все это мы знаем. Волга давно не Волга, а каскад водохранилищ. И, увы, это веяние времени.
Г. Шульпяков
— Ну вот Саметь избежала этой скорбной участи, и не исключено, что, опять же, стараниями Малининой она была обнесена дамбой — огромной, длиннющей дамбой, по которой очень здорово ехать летом на машине. Она ведет по кругу, и, что очень, с другой стороны, символично, она... Отъедешь — Саметь, мимо Ипатьевского монастыря. То есть переезжаешь через Костромку, у тебя слева Ипатий, и дальше ты вот туда, в эти заречные края едешь. И по этой дамбе можно по кругу вернуться обратно, не возвращаясь как бы, той же дорогой. Ты едешь по дамбе, и ощущение такое, что ты едешь вперед, но на самом деле она (нрзб.)...
П. Алешковский
— ...можешь вернуться назад.
Г. Шульпяков
— ...и ты упираешься в Ипатий. Я считаю, что это великолепный символ русской истории — все упирается в Ипатий, в Романовых. (Смеется.) Но там очень красиво — с этой дамбы хорошо купаться, есть спуски к Волге. Хотя сама Волга мелкая, и купаться там не самое большое удовольствие. Надо долго идти, чтобы там как-то до пояса дойти.
П. Алешковский
— Да, я пытался, я знаю.
Г. Шульпяков
— Но символические омовения... Мы всегда там, когда я гостей привожу, всегда там загоняю в речку. Загорать там прекрасно — там много уютных очень таких лазеек.
П. Алешковский
— Песок...
Г. Шульпяков
— Трава, но роща, трава, и хоть вот с палатками останавливайся и живи, если бы комары не жрали. Вот эта дамба и спасла, соответственно, Саметь. Ну, все-таки совхоз, все-таки хозяйство — не могли затопить такое легендарное место. И первое, что, конечно, приходит в голову...
П. Алешковский
— Я думаю, Глеб, что дело не в легендарном месте, а в руководителе. Просто она не хотела сдать свою землю — и не сдала ее. Вот. А в других местах махнули рукой, поленились...
Г. Шульпяков
— Ну, это да, да, но все-таки всесоюзно известный совхоз пустить под воду...
П. Алешковский
— Ну, да, да.
Г. Шульпяков
— Это тоже аргумент. Там соседние никому не известные совхозы — «Тринадцатый Октябрь», «Четырнадцатый» и так далее — да и бог с ними. А этот уже «засвеченный», он уже и что, и как, и почему. Вот построили дамбу. Но, конечно, за все это боролся один человек, и это была Малинина. И первое, что, конечно, хочется сделать, когда ты видишь эту разоренную колокольню, — колокола. Потому что молчащая церковь — это самое печальное зрелище. Вот. И поэтому...
П. Алешковский
— А еще, наверное, из Костромы доносятся?
Г. Шульпяков
— Нет, ничего не слышно. Даже из соседнего села — из Петрилово или из Шунги.
П. Алешковский
— И там есть церковь?
Г. Шульпяков
— Угу. Церквей много. И это прекрасно. Но в этом и беда. Раньше единственная церковь была Самети. И петриловские, и шунгинские...
П. Алешковский
— ...все бежали туда.
Г. Шульпяков
— Да, это был приход. Теперь у каждого своя, и везде свои три бабки сидят. А так все бабки собирались у нас. Но, тем не менее, в соседних деревнях... И как бы так у нас соревнование такое: «Вот петриловские-то или, там, шунгинские-то колокола купола-то себе уже покрыли, а мы все никак не соберем денег». И, соответственно, я решил как-то заняться колоколами, поскольку я понял, что это непередаваемое ощущение — звонить в колокола, стоя на колокольне, где служил твой прадед, и так далее, и так далее понятно. Ничего подобного со мной не случалось никогда. Я и представить не мог, что я вообще буду хотя бы в два колокола звонить. Да, но... И вот, значит, это вопрос денег всегда, просто вопрос денег. Как-то я попытался собрать денег. Кое-кто откликнулся, но основную как бы сумму нашли мы с сестрой. Дальше началась эпопея с колоколами — это же нужны мастера, это же нужны те, кто льет.
П. Алешковский
— Но сейчас, по-моему, льют.
Г. Шульпяков
— Ну, льют, полно, но вот под Тутаевым льют особенные ребята. И я связался с человеком, который является таким посредником между Церковью и литейщиками, который организует заказы для храмов и монастырей Ярославской и Костромской областей. И вот мы с ним поехали под Тутаев, где в лесу за забором с собаками какие-то два странных человека, отец и сын, вот занимаются колоколами. И выбрали просто — я записал звук первых этих оставшихся двух. Снимать мне их, конечно, никто не дал благословения — и правильно: ну чего — какой-то парень снимет колокола. Во-первых, их вот так вот и не снимешь, это все висит на балке, неизвестно, в каком оно состоянии. Все это может в любой момент рухнуть.
П. Алешковский
— А те, которые лили, попросили звук?
Г. Шульпяков
— Да. Но чтобы собрать какую-то гамму, какой-то тон. Но это не так, как я постепенно понимаю, важно. Когда они не в тон, так даже интересней и веселей. В колокольном звоне вот оно вот так складывается. Это особая гармония, которая складывается не всегда из гармоничных звуковых сочетаний. Но, тем не менее, этот звук я записал. У них было много уже готовых колоколов. Мы подобрали еще четыре — все, на что нам хватило денег, это еще четыре колокола. Крупного благовеста у нас нет — это уже все совершенно другой порядок цен. Но с этими четырьмя, плюс два старых — шесть, это уже какой-то звон. Это уже погуще все-таки. Два — это совсем смешно. И следующий вопрос — да, эти колокола ты привозишь, мы их освятили, они были освящены, вернее, батюшкой, отцом Дмитрием. Но дальше ведь вопрос в колокольне. Эти балки — ты не знаешь, а выдержат они все это? А эти стены, в которые они уходят? Это все обсыпается там. Все 50, если не больше, лет туда просто не поднимался никто. Про лестницу я не говорю — по этой лестнице, которая прогибается под ногами, как мокрый картон...
П. Алешковский
— Починили лестницу?
Г. Шульпяков
— ...не то, что сам не поднимаешься, — колокола... Сам-то ты, может быть, и поднимешься — колокола не поднимаешь. Но появились колокола — появилась лестница, появился резон обращаться за помощью к местным каким-то предпринимателям. Это уже дело батюшки. И к осени... Вот летом мы это завезли, к осени появилась... сделали эту начинку деревянную. Это несложно все...
П. Алешковский
— Какого года-то летом?
Г. Шульпяков
— Это было года, наверное, уже два-три назад. Это все после 2014 года, в любом случае. Я думаю, это 2015-й год. И появилась лестница. И тогда уже было торжественное поднятие колоколов, освящение, был праздник. Это все было, наверное, я думаю, на Николу Зимнего, все это было... Приезжало местное ВГТРК, был сюжет по Костромскому телевидению — со всеми подробностями, и с Николаем Вторым, и с прадедом моим. Потому что, в общем-то, я им как-то помог это сделать. Иначе бы это не получило той глубины, которой заслуживало. Получился довольно хороший, глубокий сюжет. Итак, появились там, значит, колокола. И я, по возможности, на большие праздники в течение года приезжал звонить, потому что больше там делать этого просто некому.
П. Алешковский
— А как Вы научились звонить-то?
Г. Шульпяков
— Этот вопрос — да, который обычно я слышу. Ну, если есть какое-то минимальное чувство ритма (а я вырос на рок-музыке)... Если ты любишь рок-н-ролл, блюз, все вытекающие отсюда жанры, то войти в ритм и дальше рисовать звонами какие-то свои рисунки не так, мне кажется, сложно. Но, плюс, у меня есть слух...
П. Алешковский
— Но Вы не ходили ни к кому?
Г. Шульпяков
— Нет, нет. У меня есть слух, я два года учился в музыкальной школе. У меня есть некоторая музыкальность какая-то (я надеюсь) — врожденная приобретенная, не знаю. Плюс, вот ритм — надо просто уметь держать этот ритм. Я часто, когда поднимаю с собой друзей, знакомых, ну, я сразу вижу, человек может держать ритм или нет. Просто вот: «Бум! Бум! Бум!»...
П. Алешковский
— А ногами тоже работаете или нет?
Г. Шульпяков
— Ну, там надо бы сделать педаль, но я пока управляюсь. Хотя педаль там хорошо бы сделать. Но педаль начинается уже когда от шести начинается колоколов. Шесть — ты еще можешь как-то изловчиться.
П. Алешковский
— Управлять ими?
Г. Шульпяков
— Да. Чуть больше — вот тут уже, особенно для какого-то серьезного басового колокола, конечно, хорошо педаль... По которым ты просто как ритм-секция, когда с гитарой — потому что «бум, бум!», а у тебя нога работает в одном ритме, а руки — соответственно, ты уже живописуешь там разные трели, перезвоны, сочетаешь так и сяк. Ну, может быть, и я уверен, есть какие-то звоны — такие-сякие, специальные и всякие...
П. Алешковский
— Ну, наверняка. То есть, есть точно.
Г. Шульпяков
— Да, есть точно. Но пока у меня не было возможности их изучить, да и надобности. Поэтому я звонарь такой — самоучка.
П. Алешковский
— И никто не подхватил в церкви самой у отца Дмитрия?
Г. Шульпяков
— Был момент. Был момент — появился странный человек, господин Морковкин, есаул, бывший руководитель Всесоюзного казачьего хора, которого каким-то ветром занесло, прибило к Самети. Он одно время и звонил, когда... Ну, по воскресеньям — каждое воскресенье же надо. И даже пел на клиросе, поскольку умел это делать. Но потому что-то там... Как-то у него разногласия возникли с батюшкой, и он исчез. И сейчас если я не приеду, то она и... То и никто не будет звонить.
П. Алешковский
— Звона нет, да?
Г. Шульпяков
— Звона нет. А я, конечно, не наездишься.
П. Алешковский
— Ну да.
Г. Шульпяков
— Вот так вот мотаться — там же жить где-то надо. Летом там еще в сторожке можно. Сторожка на кладбище. Обычно спрашивают: «Тебе не страшно?». (Смеется.) Я говорю: «С покойниками?». (Смеется.) То есть более спокойного места на земле я не видал. Это как вот выходишь — кладбище вокруг, прекрасно. Луна, храм стоит. Самое безопасное место.
П. Алешковский
— Я помню, в Печерском монастыре в моей молодости совсем монахи заводят на кладбище, показывают гробы, стоящие один на другом, говорят, что «вот все здесь нетленно», и прочее. И кто-то говорит: «А не страшно?». И монашек молодой говорит: «А чего ж страшного-то? Бояться живых надо, а мертвых не следует».
Г. Шульпяков
— С людьми страшно, да. А с покойниками спокойно.
П. Алешковский
— Понятно. Так как же Вас крестили-то, в результате?
Г. Шульпяков
— И потом как-то все это шло само к тому... Ну, как крестили? Крестил батюшка...
П. Алешковский
— Нет, понятно, что...
Г. Шульпяков
— ...отец Димитрий. А потом я как-то уже совсем себя чувствовал каким-то посторонним. Я, вроде, звоню, я, вроде, при храме, чем могу, помогаю...
П. Алешковский
— А вроде, и не при храме.
Г. Шульпяков
— А вроде, и вообще ни при чем тут, да? Но я до сих пор как-то не могу на этот вопрос четко ответить и ссылаюсь на то, что чудеса бывают. Оно само произошло. Причем, окрестили с сыном. У меня не было вообще ни малейшего какого-то сомнения в том, что я делаю, а только так и надо делать — какие могут быть сомнения? При том, что если бы мне еще два-три года назад кто-то сказал, что я... Я бы не... Я бы рассмеялся. Тем не менее, вот такие чудеса происходят. И мы на Петра и Павла, соответственно (потому что сын у меня Петя) крестились вдвоем. Этот было очень торжественно и душещипательно. Привезли крестных, естественно.
П. Алешковский
— Рубашки?
Г. Шульпяков
— Рубашки, крестики, все это. И, в общем, это довольно сильное производит впечатление, что этоо происходит в храме, где... Я не говорю, там, про Малинину или бабу Гелю, но где твой прадед, собственно, 30 с лишним лет — это священнический подвиг — вот на родном месте столько лет — 35, по-моему, я считал.
П. Алешковский
— Ну, наверное, как-то это связано напрямую, я думаю. Просто вот призрел потомка.
Г. Шульпяков
— А я когда спрашиваю отца Романа — это батюшка, который служил до отца Димитрия, у нас с ним очень теплые, дружеские отношения, я ему говорю: «Отец Роман, вот донимают меня праздные люди вопросами. А чего говорить? Скажи, что говорить, чтобы отстали. Не хочу вообще». Он говорит: «Душа возжелала». Я говорю: «Ну, отлично. Вот и ответ». И это, как правило, отваживает праздные вопросы, тут же. И, соответственно...
П. Алешковский
— Но у меня ужасные праздные — я просто... Я-то, совершенно понятным образом, понимаю, что это неслучайно, и весь Ваш рассказ к тому ведет. И я понимаю, что такое напитаться этим, как это понять и как естественно это произошло. Потому что если бы это не произошло, то это было бы неестественно, скорее. «Искра проскочила», — как говорил один старичок-священник. Вот искра проскочит — и уверуешь.
Г. Шульпяков
— А во-вторых, я так уверен, что неверующих поэтов не бывает. Все поэты веруют, только никак не могут как-то найти вот, как говорит мой приятель, «интерфейс нужный». И...
П. Алешковский
— Я больше того Вам скажу: я думаю, что неверующих людей не бывает. Просто вопрос, во что они верят. Не всегда их несет в правильное русло.
Г. Шульпяков
— Более того, сейчас, когда я приезжаю, я помогаю на службе. Я алтарник. И это отдельная история — когда ты погружаешься в нюансы литургического богослужения, когда ты понимаешь, что на твоих глазах происходит мистерия, которой 2 тысячи лет, и это едва ли не единственная из живых (ну, мистерий не бывает других), которые существуют.
П. Алешковский
— Напомню нашим слушателям, что это передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и в гостях у меня поэт, ставший еще и звонарем в своем родовом, если можно так сказать, храме в Самети под Костромой Глеб Шульпяков. Давайте, Глеб, дальше расскажите про свой опыт алтарника. А читаете ли Вы?
Г. Шульпяков
— Нет, я еще ни разу не читал, хотя и один раз должен был, но там у нас что-то не срослось.
П. Алешковский
— А Вы почитайте дома — для себя, я имею в виду, вслух.
Г. Шульпяков
— Я готовился, да.
П. Алешковский
— Это же красиво.
Г. Шульпяков
— В прошлую Пасху я должен был в четверг читать какой-то кусок. Но не опоздал. Все-таки едешь, едешь. Пока едешь, там, всякое случается. Приехал — уже закончилась служба. Они же дневные там у нас в Святую неделю, Великую. И — нет, я не читал, я просто на подхвате. Да. И, наверное, довольно нелепо я выгляжу там. Но, тем не менее, это лучше, чем никого.
П. Алешковский
— Нелепость — есть прекраснодушие, и это замечательно. Это тоже нормально.
Г. Шульпяков
— Но поскольку отец Димитрий не гонит меня, а приветствует все это, то я вообще и не думаю на эту тему. Нужно — так нужно, да — так да, я — так с удовольствием. Потому что это же тянет за собой уже какую-то даже, таким образом, историю и филологию, и богословские какие-то дела. И ты начинаешь читать — как это устроено, как это появилось, мне, как историку любителю все это интересно — как это возникло. Помимо того, что это, да, я повторю, живая мистерия, которая на глазах у тебя происходит...
П. Алешковский
— Я бы сказал, таинство.
Г. Шульпяков
— Таинство, да. Да, ближе, конечно, к таинствам для русского слуха. Сколько смыслов буквально в каждом словесном движении, там, и ты во все это погружаешься когда, это производит известное впечатление. Но только если ты погружаешься в это, когда ты понимаешь, что все это живое, что все это действенное, что все это осуществляется сейчас и полностью аннулирует, в принципе, время. И прошлое, и настоящее, и будущее — нет ничего, есть только вот настоящее, и в этом настоящем все живы.
П. Алешковский
— И при этом это цикл, повторяющийся и повторяющийся, и повторяющийся.
Г. Шульпяков
— Или ты понимаешь, что вот на этом месте, где стоит отец Димитрий, там стоял твой прадед 100 лет назад и говорил те же слова. И на моем месте мог стоять его сын. Ну, и кто-то, кто был алтарником. И вид из окна такой же был — вот луг, коровы и Волга. И это тоже производит известное впечатление.
П. Алешковский
— Ну что ж, я думаю, что следует использовать еще нашего гостя сегодня и как поэта и попросить его почитать стихи из книжки, которая, по-моему, так и называется «Саметь», да?
Г. Шульпяков
— Да, эта книжка вышла год назад, она называется «Саметь», поскольку этот...
П. Алешковский
— А Вы не узнавали происхождение слова «Саметь»?
Г. Шульпяков
— Оно, скорее всего, финно-угорское, но еще есть вариант от слова «сам»...
П. Алешковский
— Ну, это напрашивается.
Г. Шульпяков
— Напрашивается, да. Но это, мне кажется, может быть, такое уже позднейшее истолкование финно-угорского слова, которое... Хотя Бог его знает.
П. Алешковский
— Скорее всего, это финно-угорское слово, да.
Г. Шульпяков
— Но смысл именно...
П. Алешковский
— Речки Саметь нет?
Г. Шульпяков
— Нет. Именно в корне «сам». «Саметь» — то есть «быть самим по себе». Этот район, отрезанный Костромкой, живущий на заливных лугах, жил всегда сам по себе, независимо. Они были богатыми, у них было всего предостаточно. Они и сейчас очень такие зажиточные ребята. Ну, вот эта «самость» — она присутствовала просто чисто географически, по ландшафту. Они жили, большую какую-то часть... Не большая, но довольно существенная часть — вообще отрезанная от Костромы, хотя она была... Вот она, ее видно, Кострому. Из Самети, с колокольни ты видишь трубы Костромы. Но, тем не менее, вот эта «самость», «Саметь» — она как поэтический образ прекрасна. Плюс, она прекрасно рифмуется с «памятью».
П. Алешковский
— «Саметь — память»?
Г. Шульпяков
— «Саметь — память», да, вот это мне все очень понравилось. Хотя книжка, конечно, не про Саметь — это просто сборник стихотворений написан к определенному времени. Но здесь есть поэма, которая называется «Саметь», и первая часть этой поэмы — она именно вот история, о которой мы говорили. «Я помню эту карточку с тех пор, как помню сам себя. Она стояла в комнате у мамы. Вот прадед — отец Сергий, ряса в горчичной сыпи, сельский священник. В пол-оборота матушка, на плече ладонь лодочкой. Он смотрит прямо, она — чуть в сторону. Строгие сухие лица. И темная квартира за спиной. Я теперь помню каждую складку. А через месяц — донос, арест. Поп, священник украл ведро картошки. И нитка распустилась. Не стало матушки Екатерины, исчезли поповские дочки, разорили церковь. И только на карточке — ни намека, как будто они смотрят в другое будущее. В наше время моя мама отыскала их, каждый год навещала, говорила: «Поеду-ка я к тетушке из Южи», «Давно не была я у тетушки из Шуи, у тетушек Нины и Ани из Плеса, у тетушки из Кинешмы», пока последняя из них не умерла. Так карточка попала к нам. Я увидел ее снова совсем недавно, когда разбирал вещи. Теперь это было зеркало — нос и рот, брови, глаза и даже его руки были мои. Вот только борода и ряса. Как затемно встали, переправа, и как тряслись на подводе, жирных грачей на пашне и фотографа, который все отводил взгляд, — я мог это представить. Но в тюремном подвале или на допросе человека с моим лицом, священника нет, нет и нет. Ведро мертвой картошки. Я и теперь слышал, как она стучит по доскам. А то село на Волге называлось Саметь».
П. Алешковский
— Ну, давайте еще чего-нибудь.
Г. Шульпяков
— Лопухи ли, папоротник рыжий,
Или безымянною травой,
Ночью дождь ощупывает крыши,
Проверяет, есть ли кто живой.
Мой сверчок цикадами разбужен.
Мирт ли, кипарис — одна душа.
Беззастенчив он и безоружен
И поет на кончике ковша».
Какие-то есть костромские...
Такой-то век, такой-то год,
Такого-то денька,
И, вроде бы, ни капли в рот –
А вышел в облака.
Слепил из перистых суму
И посох кучевых.
И если б сделал по уму,
Остался бы в живых.
Душе опять вольготно.
Душа на первом месте,
Когда над голой Волгой
Плывут на белом тесте.
И свечки колоколен,
И лесом цвет процежен,
И Батюшков не болен,
И шум пустых скворешен.
Жук влетел и вылетел в окно,
Потолок остался неподвижным.
С облаком и садом заодно,
Красными отметинами вишен.
Вечный дачник, удочки с утра,
Занавес неслышно опустился.
То ли где-то лопнула струна,
То ли жук не вылетел — прижился.
П. Алешковский
— Да. Замечательно.
Г. Шульпяков
— Еще?
П. Алешковский
— Ну, давайте еще, стихотворения два.
Г. Шульпяков
— Романы кропать и крутить огурцы
У времени года паршивой овцы.
Закатывать прошлое в банки —
Его небылицы и байки.
Прославить крапиву и куст бузины
Затем, что встают из такой глубины,
Где нет ни жида, ни мордвина,
Но пух и помет голубиный.
Среди зимы, ее горящих статуй
На холод не ропщи, за жар не ратуй.
Пусть времени воронка тишину толчет.
Ребенка и жену хватай, сажай их на осла.
Оставь добро — так будет меньше зла.
И в прорубь года, в пламя его дней.
Чем меньше звезд, тем в темноте видней
Одну, среди миров, тобой зачатых,
Живой души хотя бы отпечаток,
Хотя бы след, как этот, на снегу.
П. Алешковский
— Да. Ну что ж, спасибо за след на снегу. Потому что действительно мы пошли по следу и пришли, мне кажется, в правильное место. И найдется и пономарь, я думаю, в этой церкви, и будете Вы там звонить и прислуживать, и читать со временем. Все это правильно и красиво, потому что в этом есть смысл. Большое спасибо Глебу Шульпякову за то, что пришел к нам.
Г. Шульпяков
— Спасибо Вам!
П. Алешковский
— Спасибо!
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
«Дети и музыка». Анатолий Кисляков
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, Заслуженный артист России Анатолий Кисляков.
Разговор шел о том, как занятия музыкой и хоровым пением влияет на детей, как воспитывается музыкальный вкус и как это может пригодиться во взрослой жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Благодарный. Храм Александра Невского
Город Благодарный в Ставропольском крае до 1971 года считался селом. На его территории действовало несколько церквей. Из них до наших дней сохранился лишь храм во имя Александра Невского, возведённый в 1894 году. Он был украшен с особым великолепием. Святые образы для пятиярусного позолоченного иконостаса выполнили столичные мастера. Звонница трёхъярусной колокольни славилась сладкозвучием. К сожалению, и колокола, и иконы уничтожили безбожники после революции 1917 года. Церковь несколько лет использовали как зернохранилище. Она вновь стала действующей в годы Великой Отечественной войны, когда многие сердца обратились к Богу. С тех пор храм Александра Невского не закрывался. Верующие заботятся о его благообразии. Так, в 2016 году прихожане обновили купол на колокольне, а в 2024-ом благоустроили церковный дворик. Храм Александра Невского без сомнения можно назвать историческим символом города Благодарный.
Радио ВЕРА в Благодарном можно слушать на частоте 101,2 FM