В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии. Вставка: http://www.youtube.com/watch?v=b4m4XBokvjk (с 0.15)
Признаюсь - было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого - студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.
Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».
Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно - я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, - празднования «славы».
За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».
У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.
Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.
В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 3.16 – 3.31) Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас». Ответом ему было: «И есть и будет».
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 4.43 – 4.51) Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.
Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» - особый день для каждого серба. http://www.youtube.com/watch?v=GyV8z4AtdjU (славская песня – вставить произвольный отрывок)
«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.
Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции...
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.