В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии. Вставка: http://www.youtube.com/watch?v=b4m4XBokvjk (с 0.15)
Признаюсь - было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого - студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.
Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».
Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно - я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, - празднования «славы».
За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».
У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.
Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.
В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 3.16 – 3.31) Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас». Ответом ему было: «И есть и будет».
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 4.43 – 4.51) Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.
Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» - особый день для каждого серба. http://www.youtube.com/watch?v=GyV8z4AtdjU (славская песня – вставить произвольный отрывок)
«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.
Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции...
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема