Четверть века тому назад я спросил в интервью у писателя Руслана Киреева, – как можно обозначить – литературно – религиозную тему в его прозе?
«Для меня эта тема не писательская, а человеческая», – ответил он мне. – Есть неверующий, к сожалению, человек – Руслан Киреев, для которого путь в этот мир закрыт. Но он знает, что такой мир – есть, он иногда подглядывает туда через окно или щелочку, завидует тем, кто там находится, и пытается осмыслить отношения неверующего человека с Богом... С Богом, в которого не верит. Ему это не дано. Или, может быть, он испугался цены, которую за эту веру надо платить…»
Открою фрагмент тогдашней киреевской прозы, книгу «Пир в одиночку». Простой дачный мир, и в нём – герой (близкий его создателю), рядом – тесть героя:
«Оба были людьми неверующими, но неверующими по-разному. Один вообще не думал о подобных вещах – какой там Бог, чепуха все это, вон гусениц на яблоне полно, обрабатывать надо, – другой, напротив, размышлял об этом постоянно. Из головы не выходили слова, на которые наткнулся в одном из чеховских писем: Нужно веровать в Бога – нужно! А если веры нет, то искать, искать одиноко».
А теперь я обращусь к недавнему документальному роману Киреева «Пятьдесят лет в раю» – искусному памятнику нашей словесности и тревожной новейшей истории. Мало я читал столь благодарных и честных книг. Вот там – и о принятии постаревшим автором – Святого Крещения, уже в новом веке, и о поисках, которые (об этом говорит и сам автор) – более чем в начале…
Меня деревья в росте обогнали.
Когда-то почитали за успех
Хоть до плеча достать — и доставали,
А ныне вот взираю снизу вверх.
Посаженные густо, рвутся к солнцу,
Вытягивают пряменько стволы,
Внутри себя наращивая кольца,
Пропитанные запахом смолы.
Они меня теперь не замечают.
Хоть глянули бы — пусть и свысока…
Лишь птиц неблагодарных привечают
Да провожают в вечность облака.
Смотреть на них люблю я на закате,
Когда они, огнем озарены,
Качаются, довольные, и кстати
Не ведают ни страха, ни вины.
Да перед кем же, спросите вы строго,
Терзаться им и страхом, и виной?
Не ощущают страха перед Богом,
Не чувствуют вины передо мной.
Руслан Киреев, 2012-й год, из новых стихов
Если бы не «Википедия», то мы бы, возможно и не знали, что Киреев когда-то начинал со стихов. Его первой книгой значится поэтический сборник 1962-го года под названием, представьте, «Ошибки бога».
Второе слово, тут, конечно, написано со строчной буквы.
…Сейчас я знаю: как бы трудно не складывалась духовная жизнь раба Божия Иосифа (таково имя Руслана Тимофеевича, данное ему в Крещении), – на подобное название и написание сегодня он вряд ли бы решился…
И как же мне удивительно, что нынче он снова вернулся к лирике.
Храни его Господь.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.