Меня всегда интересовали впечатления поэтов о творчестве друг друга – в камерном ли разговоре или в интервью, в предисловии или сжатой рекламации на обложке сборника. Вот – прекрасный русский лирик с казахским именем – Бахыт Кенжеев – проникновенно говорит о са́мом, как я считаю, московском из петербургских поэтов – о Виталии Дмитриеве, чью «Первую книгу стихотворений» (это её название!) я держу сейчас в руках:
«Прямота лирического высказывания, бесстрашие поэтической речи, завораживающая песенность интонаций – все это позволяет отнести моего старого товарища к числу наиболее замечательных поэтов нашего поколения. Стихи его, на первый взгляд, простые и прозрачные, не чужды петербургской призрачности, их ровное дыхание обманчиво – за ним таится сдержанный крик Блока, тайный надрыв цыганского хора и сладкая горечь русского романса. В наш смутный век, мне кажется, такие стихи особенно необходимы ищущему читателю».
Сразу оговорюсь, что «Первая книга стихотворений» Виталия Дмитриева, на обложке которой напечатаны слова его друга, вышла из печати, когда поэту перевалило за пятьдесят. До того он обильно публиковался лишь в журналах и альманахах. А к нашим дням, когда он разменял свой седьмой десяток, в его активе – уже три сборника, один из которых выразительно называется «Надстрочник». И в каждую из книг Дмитриев включил немало своего таинственного и классического.
Это ветра свободный порыв
в хищной зелени Летнего сада.
Это Ладога в Финский залив
пробегает сквозь строй Ленинграда.
Перевёрнут дворцовый фасад,
на воде отпечатанный чётко,
но превыше дворцов и оград –
тёмных веток сырая решётка.
Посмотри – возле Стрелки Нева
поневоле смиряет теченье,
разбегаясь на два рукава,
разводя их почти в изумленьи.
И сквозь время, сдержавшее крик,
плещут волны, мерцая тревожно.
Это жизнь, от которой на миг
отвернуться без слёз невозможно.
Виталий Дмитриев, «Это ветра свободный порыв…»
Откликаясь в печати на выход в 2006-м году «Первой книги стихотворений» Дмитриева, его соратник по легендарному литературному содружеству «Московское время», уже цитированный мною Бахыт Кенжеев, – сказал и другие важные вещи:
«…В его стихах много любви (хотя строго любовных среди них почти нет). Любви к мирозданию, к друзьям, к городу, к стране, к собственному ремеслу.
Вот почему стихи Дмитриева, что называется, берут за душу. Он понимает (как и полагается поэту) свое ничтожество перед лицом высших сил, и при этом, следуя заветам русской классики, ощущает к этим силам неизбывную благодарность.
Его метафизика не академична и не напыщенна, она рождается из самой жизни. И потому к ней охотней открывается сердце читателя».
В снегу протоптана тропинка,
а он все падает с небес, –
летят безумные снежинки
слепой судьбе наперерез.
И все ж – попробуй сфокусируй
хоть на одной беспечный взгляд.
Сплошные точки и пунктиры
сквозь вечность к Господу летят…
Лыжня вдоль Финского залива
слегка подтаяла с утра.
…стакан …бутылка из под пива…
от мандаринов кожура…
крик электрички… лай собачий…
луна глядящая в окно…
Все в мире связано, иначе –
все развалилось бы давно
Виталий Дмитриев, «В снегу протоптана тропинка…»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 87 зач., IV, 13-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда, человек, интересующийся верой, может спросить: почему Бог, обращаясь к людям, выбрал именно Авраама? Чем он заслужил такое отношение? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Когда мы воспитываем детей, мы можем видеть в них простых исполнителей нашей воли, а можем видеть единомышленников. Первое проще, но второе значительно перспективнее. Когда ребёнок всё время слушается — это радует. Но, когда он становится подростком, мы вдруг понимаем, что человек без собственного мнения в определённый момент точно так же будет слушаться кого-нибудь ещё, причем не только в хорошем, но и в плохом. В конце концов, став взрослым, начав работать или вступив в брак, он может буквально забыть вас, просто переключившись на послушание другому человеку. В послушании много хороших черт, если руководитель — мудрый человек. Но если слепой ведёт слепого, они, по слову Христа, оба упадут в яму.
Сегодняшний отрывок из послания к Римлянам начинается с того, что апостол утверждает: Бог давал обещания Аврааму о благословении его потомства ещё до дарования закона. Казалось бы, это очевидная вещь для любого, кто читал Ветхий Завет. Однако в нашем сознании всё настолько перемешивается, что мы, понимая, что Авраам жил до Моисея, обычно не очень задумываемся о том, по каким критериям он называется праведником? Какие заповеди он соблюдал? Последними заповедями, на которые он мог ориентироваться должны были быть заповеди, данные Ною и его сыновьям, но они довольно далеки по своему содержанию от каких-либо привычных нам кодексов с перечислениями того, что можно и того, что нельзя. Наконец, Сам Бог, когда обращается к нему, не говорит ни о каких его заслугах, не подчёркивает его праведности или веры, но просто призывает праотца пойти из привычных для него мест в землю обетованную. И Авраам доверяет Богу и идёт. Можно делать самые разные предположения, говорить, что заслуги были, просто Писание об этом умалчивает. Но для апостола Павла важно именно это: никакого закона, который можно было бы исполнить, чтобы заслужить Божию любовь у Авраама не было. Его согласие — акт чистого доверия, он свободно соглашается с Богом, принимает Его волю.
История Авраама важна для Павла не только потому, что апостол — его потомок. В жизни праотца Павел видит пример того, что с чего должны начинаться любые богочеловеческие отношения. Чтобы искренне и от сердца соблюдать закон, нужно сначала внутренне посчитать Бога правым, согласиться с Ним в своём сердце, тогда и исполнение всего остального будет не столько трудным, сколько радостным, потому что внутренне ты будешь с ним согласен.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословское наследие Первого Вселенского Собора». Николай Антонов

У нас в гостях был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о богословском наследии Первого Вселенского собора, каким заблуждениям приходилось противостоять и какие важные понятия удалось сформулировать.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер