Антологию под заголовком «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала ХХ века», выпустило издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И продемонстрировало любопытный пример того, как одна и та же книга может стать и прекрасным научным пособием — например, по истории Отечества, и увлекательным чтением для самой широкой аудитории.
Церковь, и, в частности, монашеская жизнь на рубеже эпох — эта тема объединила тексты, включённые в сборник. А его подзаголовок «Живые голоса эпохи» пожалуй, говорит сам за себя. В книгу вошла мемуарная проза, написанная людьми, пережившими трагический перелом в истории страны — революцию 1917 года. Людьми, чьи жизни этот перелом навсегда разделил на «до» и «после».
По схожему принципу поделён на две части сборник. Первая называется, как и сама книга, «Радость кроткого любящего духа». В неё вошли воспоминания о монастырях и подвижниках благочестия той поры, когда до трагедии оставалось уже недолго, но обители ещё жили той своей спокойной, размеренной и глубокой молитвенной жизнью, к которой устремлялись со всех концов паломники. Среди них — журналист и литературный критик Александр Глинка-Волжский. В сборник вошли его воспоминания о поездке в Саров — «В обители святого Серафима». Раннее солнечное утро, Литургия в Успенском соборе, нарядные прихожане. «Мы всем селом нынче здесь», — делится с автором случайный собеседник. Простое, в сущности, описание одного дня в Саровской пустыни предстаёт невероятно глубоким портретом души русского человека, не мыслящего себя и своей жизни без Бога, без Церкви.
А Елена Шамонина в очерке «Воспоминания о Батюшке» рассказывает об Оптинским старце Варсонофии, встречи с которым превратили самонадеянную и дерзкую особу в кроткую монастырскую послушницу.
Вторая часть сборника носит говорящее название «После разгрома...». Но авторы собранных в ней мемуаров, кажется, с неохотой говорят о том, как пустели обители, и замирала под жестоким давлением новой власти монашеская жизнь в России. Так, например, схимонахиня Анна (Теплякова) в своих воспоминаниях «Женская Оптина» — о Борисоглебской Аносиной пустыни — делает акцент на светлых моментах. Как ранним утром шла от станции пешком через лес, как показались вдруг из-за деревьев купола обители, в которой ей суждено было прожить несколько счастливых лет...
В наши дни, когда монастыри возрождаются, так легко в любой момент отправиться в паломничество. Гораздо сложнее глубоко, всей душой почувствовать «Радость кроткого любящего духа». Удивительная книга о монастырях и монашестве в русской жизни начала ХХ века поможет ощутить эту радость!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди