Каждая православная страна имеет свою собственную кухню, в том числе и постную. Иногда рецепты, которые традиционно используют иные православные народы, могут показаться нам довольно экзотическими. Но это совсем не значит, что постные блюда будут невкусными. Скорее наоборот.
Если вы Великим постом окажетесь в Румынии, вы удивитесь, насколько необычной и разнообразной является постная кухня этой страны. Взять, например, такое блюдо – пюре из крапивы. Безусловно, в русской кухне имеется рецепт крапивных щей. Но вот пюре из этого растения как полноценное блюдо я встретил только в Бухаресте.
Рецепт крапивного пюре чрезвычайно прост. Необходимо взять крапиву, ошпарить ее кипятком, потом мелко ее измельчить. Затем к крапиве добавляется мелко нарезанный лук, чеснок, а также немного кукурузной муки. Полученную смесь нужно варить около десяти минут.
Крапивное пюре является в Румынии отличной постной закуской и гарниром для традиционного румынского блюда – мамалыги. Мамалыга представляет собой круто сваренную кукурузную муку. Мамалыга готовится в особом чугунке при малом количестве воды. В процессе варки кукурузная мука настолько спрессовывается, что получается очень плотная смесь, которую кашей и не назовешь.
В Румынии принято есть мамалыгу и в качестве отдельного блюда, и в качестве основы для других блюд. Например, в сочетании с крапивным пюре мамалыга выступает в роли хлеба. Мамалыга настолько плотная, что ее можно порезать на тонкие ломтики и на них намазывать различные смеси и жидкие закуски.
С большим удовольствием можно использовать мамалыгу как прикуску для еще одного постного румынского блюда – супа из фаршированных кабачков и баклажанов. Это отличный способ подкрепиться во время великопостных дней. Согласно рецепту в ароматном бульоне должны находиться фаршированные смесью риса, петрушки и мяты молодые кабачки и баклажаны.
Ну и конечно – какой же обед без десерта. У православных румын есть совершенно особенный рецепт и на этот случай. Замечательным способом порадовать себя чем-нибудь сладким в пост является приготовить сливовые галушки в мятном сиропе.
Звучит загадочно, но на самом деле рецепт этого блюда довольно прост. В кусочки теста, состоящего из картофельного пюре и муки, нужно вкладывать сливы. Предварительно каждую из слив нужно обжарить, а вместо косточки - вложить кусочек сахара. Полученные галушки затем варят до готовности в кипящей воде. А после, выложив на блюдо, поливают сиропом, приготовленным на основе сахара и листьев мяты.
В заключение хотелось бы пожелать приятного аппетита всем тем, кто решиться приготовить все упомянутые блюда. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам об особенностях румынской постной кухни.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.