Голливуд – шумная столица киноиндустрии, мировая фабрика грез, город декораций. Кто бы мог подумать, что здесь теплится христианство, и сразу в нескольких православных храмах ежедневно совершаются богослужения?
Всего в Голливуде три православных прихода. Один из них образовался совсем недавно. Для фильма о России киношники выстроили храм, а когда съемки закончились, декорации выкупили христиане – и теперь здесь молятся по-настоящему. Это ли не чудо – в мире, где все постепенно становится искусственным – еда, одежда, а порой и человеческие отношения, в эпицентре лицедейства вдруг происходит с точностью до наоборот.
Спасо-Преображенский храм, который принадлежит Русской православной церкви, построен в начале двадцатого века. Тогда здешними прихожанами были в основном эмигранты из России. С тех пор состав прихода сильно изменился. Стало меньше русских, зато на службах можно заметить звезд Голливуда, таких как Том Хэнкс, Дженнифер Энистон, Джеймс Белуши, здесь бывают лидер группы Depeche Mode Дэйв Ганн и фотомодель Наоми Кэмпбелл.
Настоятель Преображенского храма Александр Лебедев рассказывает, что известные актеры и другие видные работники киноиндустрии не просто заглядывают в церковь из интереса, многие из них искренне стараются жить по заповедям. Понятно, что это трудно в богемной среде, но все-таки артисты пытаются соблюдать рамки целомудрия в своей работе.
В церковь Преображения ходят американцы русского, греческого, сербского, болгарского происхождения, или те, кто женился на православных. Богослужения здесь по-прежнему совершаются на церковнославянском языке, только раз в месяц литургия служится на английском. Зато на Пасху звучат возгласы и песнопения на самых разных наречиях.
Христово Воскресенье – любимый праздник православного Голливуда. Подготовка к нему начинается заранее. В Америке принято всем миром делать предпраздничную уборку и украшать церковь к светлому дню. В ночь с Великой пятницы на Великую субботу прихожане по очереди читают Псалтырь.
В пасхальную ночь храм бывает полон. Молящиеся открыто радуются, по-американски эмоционально выкрикивают «Воистину воскресе!». И среди этих людей, единодушных в своем ликовании, даже наметанный глаз опытного папарацци затруднится выделить звезд мирового кинематографа. Не Том Хэнкс восторженно смотрит на распахнутый алтарь, а раб Божий Фома, не Джеймс Белуши не обращает внимания, что закапал воском дорогой костюм, а христианин Иаков. Что-то подлинное, исконное, просыпается в этот день в их душах. И становятся они как дети. А среди детей не бывает звезд.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема