
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Насколько хорошо или, наоборот, плохо то или иное дело, можно понять по его конечным результатам. Какие конкретные плоды принёс реализованный на практике замысел? Вот и о христианстве стоит судить по тому, что оно дало человечеству. И дары эти поистине щедры и огромны. Об этом в послании к Римлянам рассуждает апостол Павел. Отрывок из 8-й главы послания к Римлянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Христианство возникло в эпоху поздней античности — во время заката греко-римской цивилизации, которая к моменту Рождества Спасителя исчерпала свои культурные и религиозные ресурсы. Всё меньшее количество жителей Римской империи верило в существование античных богов, а мифы о них воспринимало как обычные сказки. В обществе процветали нигилизм и безбожие. Разочарованные в своих идолах граждане Рима стремились найти какое-либо утешение. Чаще всего они желали заполнить душевную пустоту, предаваясь различным порокам и греховным удовольствиям. Впрочем, всё перечисленное не могло заглушить тревогу в душе при мысли о смерти.
Пришествие Христа изменило всё и вдохнуло жизнь в умиравшую греко-римскую цивилизацию, наполнило её совершенно иным содержанием. Главную роль в проповеди христианства язычникам сыграли ученики Спасителя, святые апостолы. Путешествуя по городам империи, они рассказывали их жителям об учении Христа, Его смерти на кресте и чудесном воскресении из мёртвых. Некоторые апостолы в дополнение к устной проповеди составляли послания, адресованные или конкретным лицам, или целым христианским общинам. К примеру, апостол Павел в 58-м году направил обширное послание христианам Рима. В этом послании он объясняет бывшим язычникам основы учения Христа, а также показывает, насколько христианство превосходит все прочие религии.
Это превосходство выражается в подвиге Христа Спасителя. Сын Божий Иисус Христос принял человеческое естество и принёс Себя в жертву за всех людей. Умерев на кресте, Христос воскрес на третий день и затем вознёсся на Небо. Православная Церковь верит, что Спаситель воскрес в теле и в теле взошёл на Небеса. Таким образом, человеческое естество через Христа теперь освящено присутствием в Царстве Божием.
В прозвучавшем отрывке из послания к римлянам апостол Павел, прямо утверждает, что благодаря подвигу Спасителя люди получили возможность достичь приобщения Богу и, соответственно, являются чадами Божиими. Павел, сравнивая состояние людей до Жертвы Христа и после Неё, говорит, что до пришествия Спасителя человечество находилось в состоянии рабства греху, постоянного страха перед злыми силами. Христос не только освободил людей, но и сделал их любимыми чадами Божиими. Павел особенно подчёркивает, что теперь мы можем молиться Господу и называть его Отцом. Этому научил людей Сам Христос, дав им молитву-образец, которая начинается со слов «Отче наш».
В прозвучавшем отрывке апостол Павел также призывает своих читателей задуматься ещё над одним важным аспектом. Если те, кто принимает крещение, являются чадами Божиими, то они могут стать и наследниками Бога. Наследниками в смысле получения благих плодов подвига Христа. В первую очередь, наследниками Бога являются святые. Живя с горячей верой в сердце и следуя заповедям, они получают от Спасителя не только благодатную силу творить чудеса, исцелять болезни, предвидеть будущее. Но и в ряде случаев значительно более важные дары: терпеть, надеяться, любить, прощать, примирять. Святые являются по-настоящему счастливыми людьми. Их души свободны от греховной тьмы, гнетущих тревоги и тоски. Святые постоянно ощущают близость Бога, Который делает их жизнь полной и радостной, чего так не хватало античным язычникам до встречи со Христом. По мысли апостола Павла, к состоянию святости призван каждый православный христианин, которой с помощью Божией он может достичь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем маме и семерым детям обрести свой дом

Артёму 12 лет, он живёт в одном из сёл Луганской народной республики, и мечтает стать профессиональным футболистом. Вечерами, после школы, подросток тренируется с мальчишками на поле рядом с домом. И его старания не проходят зря – он уже выиграл две медали на региональных школьных соревнованиях. Подросток стремится к тому, чтобы в будущем его увлечение стало полноценной работой. Благодаря которой он сможет финансово поддерживать свою большую семью.
У Артёма есть два брата и четыре сестры. Их всех воспитывает одна мама, Виктория. Женщина дважды была замужем, но оба супруга скончались. Поэтому теперь все заботы о детях легли на её плечи. Ребята дружно поддерживают маму. Артём, как самый старший из мальчишек, может что-то починить в доме. Девочки следят за чистотой, учатся печь пироги и помогают заботиться о младших. А мама Виктория старается дать своим детям всё необходимое для жизни, наполнить их дни любовью и радостью, поддержать в стремлениях. К примеру, старшая Маша, не без маминого участия, стала интересоваться садоводством. В будущем она планирует выращивать редкие и красивые цветы.
Так случилось, что у этой большой и дружной семьи нет собственного жилья. Сейчас они живут в пристройке, которую им временно предоставили добрые люди. У Виктории есть материнский капитал и небольшие накопления, но на покупку надёжного дома этой суммы недостаточно.
Чтобы семья не осталась на улице, фонд «Ясное дело» взял их под свою опеку. Его команда поможет дособрать необходимую сумму, найти и приобрести дом в Луганской области. Поддержать Викторию и её семерых детей можете и вы, для этого переходите на сайт фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов