В девятнадцатом веке Крестовоздвиженский монастырь был визитной карточкой Нижнего Новгорода — в ту пору он хорошо просматривался со всех сторон. Сейчас он по-прежнему стоит на самой высокой точке города, однако его не сразу отыщешь — многоэтажки сомкнули вокруг обители такое плотное кольцо, что она оказалась буквально в каменном мешке.
Чем ближе подходишь к собору Честного и Животворящего Креста Господня, тем понятней становится, насколько усеченной стала территория обители в двадцатом веке. Оглянитесь вокруг — все эти двухэтажные домики когда-то были сестринскими корпусами. Сейчас это просто жилые дома.
Монастырский собор удивительный, он построен в форме равноконечного креста. Именно эта форма, да расположение на вершине города и стали причиной того, что монастырь нарекли нижегородской Голгофой. Однако в тридцатых годах это название приобрело новый, буквальный смысл: Мирополита Евгения (Зернова) в 1935-ом арестовали, а позднее расстреляли за то, что пасхальным богослужением в Крестовоздвиженском он отвлекал народ от первомайской демонстрации. Монахинь выселили из родной обители, сам монастырь хотели снести. Но стены его уцелели и, по версии, высказанной Александром Солженицыным, именно здесь располагался первый советский концлагерь. Позднее на монастырской территории было бензохранилище, затем склад отходов гальванического производства.
Когда монастырь вернули православной Церкви, изношенность его зданий, по документам, соответствовала ста процентам. Трудно и медленно шло восстановление храма, благоустройство территории.
Были и радости — едва стало известно, что обитель возрождается, как в нее вернулась древняя Казанская икона Богородицы. Этот образ когда-то принадлежал монастырю, а во время лихолетья прихожане спасли его от поругания и хранили, передавая из поколения в поколение.
Монастырь стоит в центре города, и его насельницы не пытаются скрыться от людей, они посвятили себя социальному служению. При обители открыт медпункт, в который могут обратиться и миряне, сестры взяли под свою опеку несколько семей, где детям живется несладко, помогают ребятишкам из соседнего детского дома.
Крестовоздвиженский монастырь стоит посетить уже затем, чтобы почтить его святыни. Здесь хранится деревянное Распятие высотой в четыре с половиной метра. Этот крест, расписанный в Троице-Сергиевой лавре, в 2005 году нижегородские паломники пронесли в Иерусалиме по Крестному пути Христа. Еще один монастырский крест содержит частицу Креста, на котором распяли Спасителя. Эту реликвию подарил обители митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
И отыскать монастырь в лабиринте новостроек вам тоже помогут кресты. Резные, деревянные, они стоят у дороги, как указатели, и ведут от площади Лядова до самых стен обители.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых