Есть в современном Ливане городок Сур, отличающийся от всех остальных городов этой страны своим необычным расположением. Он стоит на небольшом полуострове, выдающемся в море на несколько километров. На его юго-западной оконечности почти нет построек. Лишь рыбацкие снасти, растянутые вдоль скал, указывают, что этот каменистый берег посещают люди. Издавна рыбаки сушат здесь свои сети на сухом ветру, дующем из Африки.
Безлюдные скалы, волны моря, жаркий ветер пустыни… Сегодня трудно поверить, что когда-то здесь возвышался один из самых могучих и славных городов древнего мира – знаменитый Тир. Он был основан еще во втором тысячелетии до Рождества Христова финикийцами – народом торговцев, ремесленников и мореходов. Но куда же делся этот город, и почему на его месте теперь лишь рыбачьи сети, обдуваемые ветром?
За много лет до исчезновения Тира пророк Иезекииль писал о нем: «Так говорит Господь Бог: подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…»
И действительно в 585 году до Рождества Христова на Тир пошел войной вавилонский царь Навуходоносор. Казалось, наступило время исполнения пророчества. Однако вавилонянам так и не удалось разрушить Тир до конца. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Многочисленные войска Навуходоносора устремились на Тир, подвергли его осаде, и в 585 году до Рождества Христова оккупировали на целых тринадцать лет. Однако в те далекие времена часть нынешнего полуострова, на которой был расположен Тир, отделялась от берега почти километровой полосой воды, и представляла собой самый настоящий остров.
Навуходоносор захватил лишь те районы Тира, которые были расположены на материке. При штурме вавилоняне почти полностью их разрушили. Но жители, успевшие оттуда бежать, укрепились в островном Тире. Будучи защищен от любых захватчиков морем, город на острове был неприступной крепостью, и продолжал процветать и благоденствовать еще целых двести пятьдесят лет, пока в этот район Средиземноморья не пришел со своим непобедимым войском Александр Македонский.
Вот тогда-то и осуществилась самая непонятная часть пророчества Иезекииля: «…И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».
Для чего захватчикам бросать в воду обломки разбитых домов, деревья и землю? Что за бессмысленная трата времени и сил? Наверное, слушающие Иезекииля люди лишь недоумённо пожимали плечами, слушая эти странные слова. Однако полный смысл любого пророчества можно понять лишь после его исполнения.
Подготовка к осаде нового города, построенного на острове, велась войсками Александра Великого в течение семи месяцев. Взять город с моря было невозможно, но Александр умел решать неразрешимые задачи. Для того чтобы захватить остров, он распорядился сделать огромную дамбу шириной около 60 метров, которая бы соединила его с берегом. Материалом для ее строительства и стали обломки строений материкового Тира, его земля, камни и деревья, стволами которых укрепляли сооружение от размывания морскими волнами.
Комментарий эксперта:
Безусловно, жители Тира поняли, какая угроза нависла над их городом, который они считали неприступным. Обладая мощным флотом, они непрестанно атаковали строителей дамбы. Своих кораблей у Александра в то время еще не было, но зато имелись союзники. В кратчайшие сроки несколько дружественных македонскому полководцу царей предоставили ему более двухсот боевых кораблей. С их помощью Александр сумел противостоять флоту Тира, и достроить дамбу, подведя ее прямо к городским стенам, выстроенным на побережье. Остров превратился в полуостров, и по дамбе, построенной из обломков старого Тира, к стенам нового города хлынули войска. Стены были крепкими и высокими, но Александр подогнал к ним осадные башни высотой в пятьдесят метров. С этого момента некогда неприступный город был обречен.
В 332 году до Рождества Христова Александр Македонский превратил Тир в развалины. После этих событий слова пророка Иезекииля о том, что камни, деревья, и землю Тира бросят посреди моря, перестали звучать загадочно.
Впоследствии Тир был восстановлен, но уже никогда не достигал прежнего могущества. Большая часть территории, где лежал этот когда-то великий город, сейчас похожа на голую скалу. А там, где когда-то была островная часть Тира, теперь – пустынный каменистый берег с рыбацкими сетями, разложенными для просушки.
Так, библейское пророчество о разрушении Тира исполнилось в истории с точностью в деталях.
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
22 марта по новому стилю празднуется память 40 севастийских мучеников, которые пострадали за христианскую веру от рук римских язычников в начале четвертого века. Наши предки этот день почитали не только как церковное торжество, но еще и как дату начала весны.
Символом дня севастийских мучеников до сих пор являются особые булочки — «жаворонки». Они служат символом наступающей весны, а также напоминают о подвиге христианской святости. Душа святого похожа на жаворонка, она устремляется к Небу, а потом смиренно склоняется перед величием Бога — как жаворонок, который имеет обычай, резко взлетев, тут же устремиться к земле.
Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. День 22 марта они называют особым образом — «Младенцы». У этого названия тройной смысл. Первый состоит в следующем. У сербов есть предание, что севастийские мученики были очень молоды — младшему из них было 16, а старшему только-только исполнилось 22 года. Молоды, потому и «младенцы».
Второе значение названия «Младенцы» связано с сербской народной традицией. 22 марта в Сербии принято ходить в гости к семейным парам, которые недавно вступили в брак. «Младенцы» по-сербски — это еще и «молодожены». В день памяти севастийских мучеников сербские новобрачные, с венчания которых прошло не более года, приглашают к себе друзей и родственников, чтобы показать — как они обустроили свой быт, смогли организовать семейную жизнь. 22 марта, чаще всего, приходится на Великий пост, поэтому молодой хозяйке приходится проявить кулинарное искусство и накормить гостей постно, но вкусно.
Непременно на столе присутствуют особые булочки, которые также именуют «Младенцами». Вот третий смысл названия праздника. Булочек должно быть непременно сорок — по числу севастийских мучеников. Булочки-«младенцы» имеют круглую форму и являются аналогом наших кулинарных «жаворонков». В состав теста «младенцев» обязательно входят измельченный грецкий орех, тертая лимонная или апельсиновая цедра, а также корица.
Сверху уже испеченные булочки, обильно смазываются медом. Каждому гостю хозяева-молодожены вручают по булочке, а тот в ответ желает им сладкой, как мед, совместной жизни. Кстати, в сербских селах до сих пор 22 марта считается лучшим днем для сватовства, когда семьи встречаются и договариваются о предстоящей свадьбе, которую можно сыграть, например, в первое воскресенье после Пасхи.
Все выпуски программы Вселенная православия
Святой с головой пса или праздник святого Христофора на острове Раб (Хорватия)
В российских храмах, построенных и расписанных до XVIII века, можно найти необычное иконное изображение святого мученика Христофора, с собачьей или лошадиной головой. Вы не ослышались. На иконе вы увидите святого с человеческой фигурой и головой животного. Тому есть историческое объяснение.
Согласно житию святого Христофора при жизни он был красивым мужчиной крепкого телосложения и очень высокого роста. Благодаря своим физическим данным Христофор успешно нес военную службу. До принятия крещения он вел разгульную жизнь, но, поверив во Христа, попросил Бога лишить его привлекательной внешности и вместо человеческой головы дать голову животного. Так в итоге и произошло. Формой головы, лицом святой стал сильно напоминать животное. Впоследствии Христофор за свою веру был казнен язычниками. Ему отсекли голову, которая затем была христианами сбережена, стала почитаться в качестве святых мощей и после различных перипетий оказалась на острове Раб — теперь это территория Хорватии.
Западные христиане вместе с главой святого Христофора сохранили и легенду о его обращении к Богу. Поверив в Спасителя, Христофор ушел с воинской службы, стал служить людям, помогая им перебраться через бурную реку. Он носил их на своих плечах. Однажды Христофор перенес через реку самого Спасителя, Который принял облик ребенка. В результате святой и стал именоваться Христофором, то есть Христоносцем.
В XIV веке для хранения главы мученика на острове Раб был построен храм в честь Вознесения Христова. Глава святого Христофора была помещена в закрытый золотой ларец без каких-либо отверстий, поэтому, к сожалению, невозможно определить, как выглядит голова святого мученика. Во всяком случае, для паломников ларец не открывается. Сохранила ли она животные черты или вновь приняла человеческий облик. Но чудеса, регулярно происходящие от мощей Христофора, не позволяют сомневаться, что это святые останки мученика.
Со времен Средневековья на острове Раб летом в честь святого Христофора проходит фестиваль-ярмарка. Начинается фестиваль с крестного хода, благодаря которому мощи святого Христофора становятся доступны для всеобщего поклонения. По окончании крестного хода ларец с главой мученика поставляется в центре местного кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы. Многие христиане, православные в том числе, приезжают в этот день на остров Раб для молитвы святому Христофору. Его почитают как помощника в решении трудных жизненных ситуаций.
Фестиваль святого Христофора — это еще и возможность окунуться в атмосферу средневековья. В ходе торжества можно познакомиться с различными ремеслами, самому сделать средневековую игрушку из дерева, попробовать традиционные хорватские угощения. Повсюду звучит живая инструментальная музыка, которая создает светлую праздничную атмосферу, а многочисленные песни, посвященные святому Христофору, напоминают всем гостям фестиваля о том, в честь кого устроено торжество.
Все выпуски программы Вселенная православия
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов